Военные планы Великобритании: на пути к новой гонке вооружений и глобальной дестабилизации?22 марта 2021 года был опубликован Комплексный обзор в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании до 2030 года. Министр обороны Бен Уоллес представил доклад под названием «Оборона в век конкуренции». В нем достаточно подробнее представлен широкий спектр планов и действий Великобритании в военной области на ближайшие годы. Всего на оборону будет потрачено £188 млрд (около $260 млрд), что выше нынешней суммы на 14%, а численность вооруженных сил к 2025 году будет сокращена с 82 тыс. до 72,5 тыс. человек (рекордно низкое число с 1714 года). Особое внимание уделяется модернизации и увеличению ядерного арсенала страны, активному внедрению в армию новых технологий, а также космической и кибернетической сферам — на их развитие выделено £5 млрд (почти $7 млрд) и £1,5 млрд ($2,1 млрд) соответственно.
Какие аспекты Комплексного обзора в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании требуют внимания со стороны России? В чем отличия этого документа от предыдущих? Почему Россия названа в Документе самой большой угрозой европейской безопасности? Насколько опасны декларируемые в Обзоре планы модернизации и увеличения ядерных арсеналов Великобритании? Свою точку зрения по этим вопросам представляют российские эксперты. Ромашкина Наталия Петровна, Руководитель подразделения проблем информационной безопасности Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, член-корреспондент АВН РФ, кандидат политических наук Одним из важных отличий нового Комплексного обзора в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики Великобритании является, по сути, отказ от британской политики приверженности Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), сокращению количества и роли ядерного оружия. Так, в 2010-х годах было принято решение о сокращении максимального количества ядерных боеголовок с 225 до 180 единиц к середине 2020-х годов, а в новом Обзоре заявлены планы по увеличению ядерного арсенала примерно на 40%, что составит 260 стратегических ядерных боезарядов. В целом же расходы на модернизацию оборонного потенциала, в том числе, в киберсфере, будут, по словам Бориса Джонсона, самыми масштабными за последние 30 лет после окончания холодной войны. Кроме того, в Обзоре указывается, что Великобритания «больше не будет предоставлять публичные данные о наших оперативных запасах, развернутых боеголовках или развернутых ракетах». Ранее Соединенное Королевство обеспечивало транспарентность своих ядерных сил. Такие изменения, безусловно, добавляют неустойчивости и непредсказуемости в отношения ядерных держав и снижают уровень международной безопасности. Сама по себе модернизация военных арсеналов является нормальным процессом для развитых стран, связанным с естественным развитием научно-технического прогресса. Безусловно, детали модернизации всегда должны анализироваться и соответственно учитываться в военном планировании конкурирующих стран. Серьезные угрозы связаны именно с увеличением ядерного арсенала. При этом общая стоимость программы по обновлению ядерных средств сдерживания, включающей замену баллистических ракет Trident и подлодок типа Vanguard на новые субмарины Dreadnought, составит около £31 млрд. Во-первых, реализация решения Соединенного Королевства об увеличении ядерного потенциала станет нарушением Статьи VI ДНЯО, в соответствии с которой все официальные ядерные державы берут на себя обязательства идти к полному ядерному и всеобщему разоружению. При этом необходимо отметить, что Россия и США постоянно снижают количество своих ядерных сил. Таким образом, может возникает еще одна угроза всему режиму ядерного нераспространения, что может стать еще одним «ящиком Пандоры» и расширить список стран, желающих обладать ядерным оружием. В ближнесрочной перспективе этот вопрос, безусловно, негативно повлияет на ход обзорной Конференции по ДНЯО в августе этого года. Во-вторых, Великобритания объясняет необходимость такой модернизации и количественного увеличения ядерных арсеналов, в частности, «ростом глобальной конкуренции, вызовами международному порядку и распространением потенциально разрушительных технологий, создающими угрозу стратегической стабильности». Однако именно наращивание стратегических ядерных вооружений напрямую ведет к существенному снижению уровня стратегической стабильности. Так, до середины 90-х годов, несмотря на ядерное распространение в период холодной войны и появление третьих ядерных держав, все «нецентральные» ядерные силы составляли в совокупности не более 10% (по боезарядам) от стратегических ядерных сил (СЯС) каждой из двух сверхдержав – СССР (РФ) и США. В настоящее время, после глубокого сокращения «центральных» ядерных сил РФ и США в соответствии с договорами по СНВ удельный вес потенциалов, так называемых, «третьих» стран в глобальном ядерном уравнении возрастает, и стратегические наступательные вооружения Великобритании и Франции, вместе взятые, становятся количественно сопоставимыми с СЯС России. Таким образом, число стратегических наступательных ядерных боезарядов всех стран НАТО – США, Франции и Великобритании – сможет количественно превзойти ядерные силы России на треть и более при определенных условиях. Таким образом, наращивание Великобританией ядерного потенциала становится значимым и может существенно усложнить переговоры РФ и США по СНВ. Кроме того, вероятно, будет более настойчиво подтверждена ранее высказывавшаяся позиция России о необходимости привлечения Великобритании и Франции к переговорам по стратегической стабильности, и, в частности, по дальнейшему сокращению ядерных потенциалов. Учитывая, что в Документе Россия называется главной угрозой для безопасности Великобритании, а также тот факт, что ЯО всех ядерных стран НАТО нацелены на РФ, речь идет об опасном соблазне получить стратегическое преимущество над Россией в ядерной сфере. То есть об угрозе для сохранения глобального баланса сил в мире, достаточного уровня стабильности и ведения переговорного процесса. Стефанович Дмитрий Викторович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» В Документе предпринята попытка интегрированного подхода примерно ко всему: к развитию военных потенциалов для противоборства в разных сферах и средах (в т.ч. в космосе и киберпространстве); к взаимодействию с союзниками; к военному строительству в самой Великобритании, в том числе и «заморских территориях». В документе присутствует налет своего рода технофетишизма: хотя в Лондоне и отдают себе отчет в стремительном сокращении разрыва в уровне развития военных технологий между условным «Западом» и всеми остальными, сохраняется акцент на необходимости качественного преимущества, при минимизации инвестиций в количественные показатели. При этом нельзя сказать, что все это выглядит очень убедительно, особенно разочаровывают попытки «инфографики», скорее запутывающие читателя. Также при, казалось бы, высокой детализации информации о конкретных системах вооружения и военной техники, в разработку, приобретение и модернизацию которых планируется вкладываться, практически полностью отсутствуют числовые данные о плановых объемах поставок. Про реальные и выдуманные основания для столь агрессивной риторики в отношении нашей страны можно только гадать. Вместе с тем, Россия — традиционный и удобный «противник» для любой страны Запада, желающей обосновать военные расходы. Россия сильна в военном плане и не стесняется этого, при этом, опять же традиционно, готова использовать военную силу для защиты собственных интересов. А интересы эти, очевидно, не очень совпадают с декларируемыми британскими интересами. Китай как вызов также присутствует в тексте Обзора, но отношения Лондона с Пекином носят несколько другой характер, в том числе в экономической и финансовой сфере, и «бить горшки» пока, видимо, не готовы. При этом неоднократно упомянутые (в т.ч. в виде фотографий) авиационные ударные группы — это скорее «привет» именно в сторону Индо-Пацифики (также фигурирующей в тексте документа). Модернизация ядерных боезарядов, да и арсенала в целом — задача понятная. Раз уж безъядерный мир пока не просматривается, пусть лучше соответствующие вооружения будут надежными и современными, так для всех безопаснее. А вот планы по возможному количественному росту так и остались недостаточно обоснованными. К слову, очень забавная формулировка использована в упоминании распространения высокоточного оружия большой дальности: авторы документа сетуют, что «все большее число стран получают доступ к продвинутым неядерным вооружениям, таким как гиперзвуковые ракеты, и к крылатым ракетам с ядерными силовыми установками». В целом, конечно, новый британский Обзор в области безопасности и обороны целесообразно учитывать в будущих планах и документах России. Ермаков Александр Сергеевич, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Принципиальное отличие этого документа от предыдущих – это продвижение концепции «Глобальной Британии» после выхода Великобритании из Евросоюза. Звучит тема прекрасного независимого и великого будущего, которое ждет страну, избавившуюся от «балласта» ЕС. Много внимания уделяется выгодам, которые планируется извлечь из более активной и самостоятельной политики Британии, например, в Азии. В вопросах обороны и безопасности активно продвигается сохранение верности обязательствам в рамках НАТО и важной роли страны в Альянсе. Обвинения Великобританией России, по сути, являются продолжением той политики, которую ведет Запад в течение последних полутора десятилетий. Военную угрозу России для Европы трудно считать реальной, особенно нам «изнутри». Трудно представить хотя бы пресловутое нападение на Прибалтийские государства. С другой стороны, понятно, что западному обывателю можно прекрасно подать как примеры «интервенционалисткой» политики войну в Грузии и присоединение Крыма, особенно если не раскрывать факты и переиначить детали. И таким образом можно обосновывать военные расходы, поскольку чисто географически трудно придумать иную глобальную военную угрозу в Европе. Другая, и более серьезная проблема: еще большее обострение отношений России и Запада. Угроза связана с ростом вероятности возникновения ситуации, когда в конфликт перейдет случайное столкновение, недопонимание, вышедшая из-под контроля «игра мускулами» или провокация. При этом риторика в адрес Китая значительно мягче. Это связано с более тесными экономическими отношениями, с ролью КНР в качестве важного и богатого партнера Запада. Представленные в Документе планы модернизации ядерных арсеналов, то есть создание подводных ракетоносцев типа «Дредноут», является естественным процессом, так как лодкам физически требуется замена. Англичане, еще с середины 20-го века тесно связавшие свои ядерные силы с американскими, проводят модернизацию параллельно с США, которые сейчас начали работы над лодками типа «Колумбия» и новыми боеголовки W93. Фактически Великобритания вносит небольшой технический и финансовый вклад в американскую модернизацию, но за это получит помощь в создании лодок (ракетный отсек, в частности, будет составлен из тех же блоков, но меньшего количества) и готовые боеголовки. Судя по последовавшим заявлениям главы Министерства Обороны Великобритании, с военной точки зрения планы увеличения ядерного арсенала связаны с перспективами развития российской ПРО, что требует корректировки сил для надежного выполнения «Московского критерия». Этот критерий основан на существующей с 70-х годов прошлого века концепции, предполагающей, что для выполнения стратегическими ядерными силами Великобритании своей задачи — обеспечения эффективного сдерживания – необходимо иметь возможность нанесения сокрушительного удара возмездия по советской (а впоследствии соответственно российской) столице. Таким образом, Лондон, вероятно, обосновывает планы увеличения количества ядерных боезарядов тем, что на будущее из-за внесения чуть большего коэффициента сбитых с помощью ПРО боеголовок их общее количество нужно увеличить. Впрочем, вероятно, важной является и политическая составляющая решения – лишний раз продемонстрировать свою «великодержавность». |
АвторизацияНаучный форумВидеоматериалы АВНКто на сайте |