АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас 25 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Проблемы создания технической основы воздушно-космической обороны страны и пути их решения

 

Развитие технической основы системы ВКО страны должно исходить из задач стоящих перед данной системой.

При этом на ВКО РФ возложены такие важнейшие задачи как:

– участие в обеспечении стратегического ядерного сдерживании;

– охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и контроль порядка его использования;

– борьба с СВКН противника в ходе военных конфликтов локального (регионального) масштаба.

В настоящее время выполняется комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах создания технической основы для строительства воздушно-космической обороны страны всего более 100 НИОКР, основные из которых представлены на слайде.

Результаты исследований показывают, что для эффективного строительства ВКО страны необходимо решение ряда военно-технических проблем по созданию основных подсистем ВКО.

В соответствии с Концепцией ВКО система ВКО после 2015 года должна состоять из четырех подсистем:

– системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;

– системы поражения и подавления сил, средств воздушно-космического нападения;

– системы управления ВКО;

– системы всестороннего обеспечения.

Как показали проведенные исследования (НИР «Резьборез», «Сирена») ее создание требует решения ряда военно-технических проблем, основной из которых является проблема обнаружения «разоружающих» и «обезглавливающего» ударов СКР, а в перспективе ударов ГЗЛА в интересах обеспечения стратегического ядерного сдерживания.

Особенно остро эта проблема проявляется на Северном стратегическом воздушно-космическом направлении, которое в настоящее время практически открыто для полета СВКН (Канадское и Аляскинское ВН).

Суть проблемы заключается в ограниченных возможностях существующих систем и средств разведки, их неспособности самостоятельно решить данную задачу с требуемыми вероятностно-временными характеристиками.

Решение данной проблемы возможно за счет эшелонирования СРПВКН, включения в ее состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующими на различных физических принципах.

Такое построение СРПВКН позволит обеспечить выполнение требований по времени выдачи и достоверности информации предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учетом характера возможных действий СВКН противника, особенностей климатических и геофизических особенностей на конкретном воздушно-космическом направлении.

Возможный вариант эшелонированного построения СРПВКН позволяет при минимальных затратах обеспечить выполнение требований, предъявляемых к системе. Данный вариант предполагает наличие стратегического (средства РР и РТР), оперативного (средства ЗГО) и тактического эшелонов (средства РТВ и АК).

Предложенное построение СРПВКН обеспечивает требуемые показатели качества и будет характерно для всех стратегических ВКН, кроме Северного, где как показали результаты предварительных исследований, необходимо развертывание космической системы разведки и предупреждения.

Помимо создания средств разведки и их эшелонирования, необходимо решить проблему автоматического сбора и обработки разведывательной информации об ударах СКР и выработки сигналов предупреждения.

Для ее решения предлагается осуществлять непосредственную выдачу информации с полосы предупреждения об обнаруженных СКР непосредственно на КП В ВКО (в Центр оперативной разведки). Для ее обработки командный пункт должен быть оснащен соответствующим аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим обработку информации от всех средств и систем разведки.

Подсистема поражения и подавления СВКН должна быть способна осуществлять непосредственное силовое (огневое, функциональное, помеховое) воздействие на средства воздушно-космического нападения противника с целью их поражения, вывода из строя либо нейтрализации.

К основным проблемам развития системы вооружения ВКО в части СПП относятся:

– отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие разнородных сил и средств СПП;

– отсутствие мобильного резерва средств ПВО-ПРО;

– невозможность отражения разоружающего удара КР по объектам СЯС;

– недостаточная эффективность средств обеспечения устойчивости группировок ЗРВ и защиты объектов в условиях массированного применения ВТО и БЛА;

– невозможность эффективного решения задач охраны госграницы без организации взаимодействия авиационных комплексов и ЗРС в зонах совместного применения.

В основе решения основных проблем развития системы вооружения ВКО в части системы поражения и подавления СВКН лежит построение эшелонированной СПП, обеспечивающей воздействие на СВКН на максимальной протяженности маршрута полета в воздушно-космическом пространстве, устойчивой к противодействию высокоточным оружием и средствами РЭБ.

Система должна включать средства космического, воздушного и наземного (морского) базирования.

Хотелось бы отдельно остановиться на острых проблемах такой составляющей системы поражения и подавления как средства РЭБ.

Основными проблемами развития системы вооружения ВКО в части РЭБ являются:

– отсутствие в ВС РФ средств радиоэлектронного подавления бортовых РЭС существующих и перспективных крылатых ракет – основных средств нанесения «разоружающего» и «обезглавливающего» ударов противника;

– существующие средства РТР частей РЭБ видов ВС РФ не выдают информацию о целях на вышестоящие КП Войск ВКО (ПВО);

– в составе Войск ВКО нет своих сил и средств РЭБ, осуществляющих радиоэлектронное подавление РЭС СВКН за исключением комплекса РЭП спутниковой радиосвязи;

– низкая оснащенность современной техникой частей РЭБ видов ВС РФ, способных решать задачи в интересах ВКО;

– отсутствие интеграции техники РЭБ и средств ВКО (ПВО).

Система управления воздушно-космической обороны Российской Федерации является системообразующим элементом системы ВКО и представляет собой совокупность развернутых на земле, на море, в воздушном и околоземном космическом пространстве объединенных функциональными связями органов и пунктов управления, средств автоматизации и систем связи, обеспечивающих единое оперативное (боевое) управление войсками, силами и средствами, решающими задачи ВКО.

К основным проблемным вопросам создания системы управления ВКО, затрудняющим решение задач ВКО, следует отнести:

– низкую оперативность доведения до войск (сил) команд и сигналов боевого управления, разведывательной информации о воздушно-космической обстановке, недостаточные возможности существующих средств автоматизации по формированию информации предупреждения;

– недостаточные возможности существующей системы управления по сбору и обработке информации от средств разведки различной ведомственной принадлежности, недостаточные возможности системы связи ВКО по обеспечению устойчивого обмена данными реального масштаба времени;

– низкий уровень живучести и устойчивости системы управления, слабую информационно-техническую совместимость средств автоматизации разновидовых (разнородных) сил, решающих задачи ВКО РФ, моральное устаревание специального математического обеспечения средств автоматизации, не обеспечивающего решение задач управления при борьбе с перспективными СВКН, отсутствие средств автоматизации решения задач планирования операций (боевых действий) и управления повседневной деятельностью войск.

Для решения данных проблем необходимо выполнить ряд технических мероприятий представленных на слайде.

Реализация вышеизложенных путей решений основных проблем вооруженного противоборства в воздушной и космической сфере, а также переход на перспективную структуру войск (сил), решающих задачи ВКО РФ позволит к 2025 г. обеспечить эффективное решение основных задач воздушно-космической обороны.

По нашему мнению построение системы ВКО необходимо осуществлять поэтапно:

1. На этапе до 2020 года необходимо завершить ведущиеся НИОКР по созданию ВВСТ ВКО и в интересах скорейшего решения основных задач ВКО осуществить:

– создание Головного направления (опытного участка) системы ВКО и создание локальных полос предупреждения об ударах КР;

– наращивание возможностей по решению задач в локальных (региональных) войнах, охраны Госграницы РФ в воздушном пространстве и контроля порядка использования воздушного пространства за счет поставок перспективного ВВТ и привлечения дополнительных радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН).

2. На этапе после 2020 года необходимо:

– завершить создание системы ВКО в целом на основе технических решений, полученных в ОКР «Селекция», разработки недостающего вооружения и серийных поставок ВВСТ ВКО;

– осуществить развертывание космической системы, обеспечивающей предупреждение об ударах КР и ГЗКР по объектам ВЗУ и СЯС и обеспечить решение задач охраны Госграницы РФ в воздушном пространстве.

Таким образом, построение технической основы системы ВКО на данный момент осуществляется системно исходя из поставленных задач.

Развитие технической основы ВКО РФ неразрывно связано с организационной структурой войск (сил), решающих задачи ВКО.

В 4 ЦНИИ проведен анализ по критерию "эффективность-стоимость" двух рассматриваемых вариантов дальнейшего организационного строительства ВКО: первый – дальнейшее развитие ВКО на основе существующих Войск ВКО; второй – создание нового вида ВС РФ – Воздушно-космических сил, поглощающих Войска ВКО с разделением оперативных и административных функций между главкомом ВКС и командующими войсками военных округов.

Анализ оценок ожидаемой эффективности двух вариантов построения ВКО для обеспечения решения задач стратегического ядерного сдерживания показал, что при передаче Войск ВКО в состав ВКС эффективное решение данной задачи становится практически невозможным.

По данному варианту силы и средства СРПВКН, решающие эту задачу, будут разделены между ВКС и военными округами, что не позволяет создать единую систему гарантированного вскрытия факта "обезглавливающего" и "разоружающего" ударов и доведения информации о них до Верховного Главного Командования.

При решении задачи пресечения нарушений Государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации по первому варианту суммарные возможности сил и средств ВКО на 20%, а в 400-километровой приграничной полосе на 30% выше, чем по второму варианту. Это вызвано появлением дополнительного звена управления дежурными по ПВО силами и средствами – КП сад и соответственно задержкой в 2 раза доведения команд и сигналов боевого управления.

Анализ результатов математического моделирования и оценки эффективности боевых действий группировок ВКО и ударной авиации применительно к региональной войне на Юго-Западном стратегическом направлении показывает преимущество на 32% первого варианта над вторым. Эффективность боевых действий группировок ударной авиации для обоих вариантов практически неизменна.

В данных условиях предпочтительность первого варианта структуры обусловлена:

– меньшим количеством уровней принятия решения, обеспечивающим в два раза меньшее время доведения команд и сигналов боевого управления;

– единством управления информационными, зенитными ракетными и истребительно-авиационными комплексами, чем достигается оптимальное целераспределение и безопасное применение истребителей в зонах огня ЗРВ.

Таким образом, необходимо констатировать, что разрабатываемая техническая основа ВКО РФ согласована с существующей нормативной правовой базой в области ВКО и мероприятиями по строительству ВКО на основе дальнейшего развития Войск ВКО.

Вариант перспективного строительства воздушно-космической обороны Российской Федерации на основе Войск ВКО обеспечивает эффективность решения задач ВКО до 25% выше варианта, предусматривающего создание ВКС, и не требует дополнительной численности личного состава, пересмотра принятых решений и проводимого комплекса НИОКР по созданию системы ВКО.

Пересмотр принятых решений и создание Воздушно-космических сил существенно снизит эффективность воздушно-космической обороны Российской Федерации и не позволит обеспечить решение задач по вскрытию факта "обезглавливающего" и "разоружающего" ударов всеми типами СВКН, что существенно отразится на обороноспособности Российской Федерации.

Начальник НИЦ 4 ЦНИИ Минобороны России 

Ягольников С.В.

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту admin@avnrf.ru.

Хотим вас спросить

Вы принимали участие в работе Международного Форума "Армия-2019"?

Фотогалерея

Наши партнеры