АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

 

Основным фактором, обусловившим необходимость перехода к системе ВКО является создание в самое ближайшее время гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать на высотах 30 - 120 км, что окончательно интегрирует воздушное и космическое оружие в единый комплекс вооруженной борьбы. Эта интеграция, а также появление уязвимого в обороне пространства на высотах 30-120 км определила необходимость иметь единый комплекс борьбы с ними. Для этого решено организационно объединить системы противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему воздушно-космической обороны.

Основными элементами системы ВКО РФ являются системы информационного обеспечения, поражения и подавления, всестороннего обеспечения и управления. При этом новые системы ВКО образуются из соответствующих систем ПВО и РКО. Необходимость такой интеграции вызвана тем, что, как показывают исследования, решать задачи борьбы с новыми ГЗЛА возможно только при совместном использовании средств разведки, поражения и подавления ПВО и РКО.

Основная роль системы ВКО в военной безопасности государства состоит В обеспечении в дополнение к СЯС стратегического сдерживания. Для этого система ВКО должна решать главную задачу - недопущение разоружающего удара по стратегическим ядерным силам.

Система ВКО функционирует в мирное и военное время и обеспечивает:

- разведку воздушного и ракетно-космического противника и контроль воздушного и космического пространства;

- предупреждение органов государственного и военного управления о подготовке и начале воздушного и(или) ракетно-космического нападения;

- отражение ударов по военным и государственным обороняемым объектам и выполнению других задач ВКО.

Однако первые полученные результаты организации системы ВКО в РФ выявили целый ряд проблем, основными из которых являются: проблема ликвидации единой системы ПВО страны и ВС; проблема отсутствия единых требований к средствам ВКО; проблемы автоматизации управления войсками (силами) ВКО; информационные проблемы; проблема специалистов и научного комплекса; экономические проблемы.

До 1997 года в СССР и РФ существовала единая система ПВО страны и ВС с элементами системы ВКО по отражению ударов аэробаллистических ракет. Однако годы реформ ВС, проводимых не на вполне научной основе, привели к тому, что эта единая система была дезорганизована. Войска ПВО, как вид Вооруженных Сил, были расформированы, а входившие в их состав войска РКО последовательно передавались РВСН, Космическим войскам и Войскам ВКО и организационно оказались распылены.

При созданной структуре ВС РФ не стало единого органа управления всеми силами ВКО при подготовке и в ходе военных действий. В Генеральном штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами ВКО. Созданное командование Войск ВКО по своему статусу также не может решать эти задачи.

В соответствии с Концепцией ВКО «...основу воздушно-космической обороны составляет комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевых действий разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимых в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану...». То есть орган управления воздушно-космической обороной должен иметь права по руководству действиями разновидовых (разнородных) группировок войск (сил). Статус командования рода войск не позволяет иметь такие права. Из-за этого единая система ПВО страны и Вооруженных Сил РФ распалась на 5 самостоятельных частей - четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО, которые системой пока еще не стали, так как система управления элементами ПРО и ПВО еще не создана.

Попытка управления командованием рода войск всеми войсками (силами) ВКО страны приведет к тому, что вместо межвидового и межокружного взаимодействия мы получим межвидовые и межокружные противоречия.

Распад единой системы ПВО страны и Вооруженных Сил произошел из-за того, что при формировании Войск ВКО не прислушались к рекомендациям ученых. Они многократно в течение десятков лет предлагали создать стратегический орган управления, имеющий соответствующие обязанности и права по управлению всеми войсками и силами ВКО государства и объединенной системой ПВО ОДКБ. Более того, тесные связи задач и действий войск (сил) ВКО и авиации требуют создавать общее Воздушно-космическое командование. Основные задачи воздушно­космического командования показаны на кадре.

В ближайшей перспективе совместные действия сил ПВО и РКО реально возможны в районе города Москвы и Центрального промышленного района при условии создания соответствующей системы управления и поступлении на вооружение средств борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЗЛА). Это район, так называемого, «Головного участка системы ВКО», на котором предполагалось создать общее оперативное командование (ОК), а реально созданы Войска ВКО. В созданной ситуации целесообразно в Войсках ВКО отработать способы совместного применения сил и средств ПВО и РКО, чтобы в дальнейшем распространить их на всю систему ВКО РФ. Следующая проблема обусловлена отсутствием общего руководства разработкой средств ВКО и состоит в том, что единые требования при разработке и модернизации средств ВКО по возможностям разведки и поражения (подавления) СВКН различных классов не выдвигаются). Проблема автоматизации управления войсками (силами) ВКО состоит в необходимости разработки собственно принципов автоматизации разных звеньев управления и в сложности объединения в единый контур управления автоматизированных и автоматических систем противовоздушной и ракетно-космической обороны.

Проведенные исследования показали, что при автоматизации управления силами и средствами ВКО в основу методов разработки способов их действий должен быть положен трехэтапный подход последовательного формирования стратегических, оперативных, а затем тактических способов. На стратегическом уровне основная задача органа управления должна состоять в оценке угроз из воздушно-космической сферы и распределении сил и средств ВКО по районам ответственности ВО, так как в них наличных сил для отражения возможной агрессии явно не будет хватать. Основная задача органов управления на оперативном уровне также должна состоять в оценке количества и состава СВКН на ожидаемых направлениях (районах) их действий и распределении сил и средств ВКО по этим направлениям (районам).

Исходя из этих задач, должна строится автоматизированная система управления войсками (силами) ВКО, в которой формирование стратегических и оперативных способов действий будет состоять в сборе, обработке и отображении информации, оптимизации распределения сил и средств ВКО по направлениям и районам и определении времени действий.

В тактическом звене, как показали исследования, необходимо перейти на полностью автоматическое управление в общей системе,

объединяющей средства ПВО и РКО, то есть осуществлять целераспределение и целеуказания всем средствам ВКО общим комплексом средств автоматизации. Информационные проблемы обусловлены нашим значительным отставанием от ряда потенциальных противников в развитии систем связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере. Проведенные исследования показывают, что разрешение информационной проблемы должно осуществляться комплексно по двум основным направлениям: первое - принятие специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемой информации; второе - по обеспечению её необходимой автоматизированной обработки.

Проблема кадров состоит в том, что в ВС РФ нет военно-учетной специальности, связанной с ВКО, и при существующем распределении специальностей в военных вузах ее будет трудно реализовать.

Экономические проблемы обусловлены отставанием России в экономическом развитии от передовых в индустриальном отношении государств. Особенно это ощутимо в наукоемких и дорогостоящих вооружениях для воздушно-космической сферы. Будущая война - это война средств, прежде всего - воздушно-космического нападения и воздушно­космической обороны.

Таким образом, для разрешения проблем ВКО целесообразно:

- после отработки вопросов управления войсками (силами) в составе Войск ВКО создать орган управления стратегического уровня для централизованного управления силами и средствами ВКО всего государства;

- создать реальные системы разведки, поражения и подавления ВКО путем интеграции этих систем из систем ПВО и РКО и предъявления новых интегральных требований к средствам ПВО и РКО;

- создать общую автоматизированную систему управления всеми силами и средствами ВКО, КСА которой, обеспечивают наряду со сбором, обработкой и отображением информации, формирование стратегических, оперативных и тактических способов действий сил и средств ВКО при решении различных задач;

- создать глобальную информационную систему и средства моделирования действий сил и средств ВКО;

- ввести специальности и организовать подготовку специалистов по профилю ВКО;

- постепенно решать экономические проблемы ВКО.

Ноговицын А.А.

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 98 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры