АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас 555 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Роль Генерального штаба в организации обороны страны в соответствии с новым Положением о Генеральном штабе, утверждённым Президентом Российской Федерации

Уважаемые товарищи!

Позвольте поприветствовать участников военно-научной конференции Академии военных наук.

Исторически сложилось, что данное мероприятие нацелено не только на подведение итогов работы Академии, но и на анализ деятельности военной науки в целом, определение путей её развития и совершенствования.

В своем выступлении я хочу осветить роль Генерального штаба в организации обороны государства и уточнить задачи, решаемые военно-научным комплексом в современных условиях.

В 2013 году указом президента Российской Федерации утверждено новое Положение о Генеральном штабе.

В целом направления деятельности Генерального штаба не изменились. Его основным предназначением по-прежнему является стратегическое планирование в области обороны, разработка основ обеспечения военной безопасности государства, идеологии строительства и развития Вооруженных Сил и военной организации России в целом.

В то же время согласно новому положению ряд задач Генерального штаба уточнен, на него возложены дополнительные полномочия. Они направлены в первую очередь на координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Расширение спектра задач, решаемых Генеральным штабом, обусловлено прежде всего происходящими изменениями в характере вооруженной борьбы.

Современные военные конфликты носят скоротечный характер, сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Расширяются состав разноведомственных сил, привлекаемых к обороне, спектр вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами.

Все больший вес при достижении военно-политических целей приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера, такие как использование неправительственных международных организаций и частных военных компаний. Примером этого служат события в Сирии, на Украине, деятельность Гринписа в Арктике.

Время реакции на переход от политико-дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения на создание, применение и обеспечение группировок войск (сил) принимаются в реальном масштабе времени.

Военные действия смещаются в информационное и космическое пространство.

Завершение создания глобальной системы ПРО США, реализация иностранными государствами концепций «Геоцентрического ТВД», «Глобального удара», «Сетецентрического пространства», нахождение на постоянной основе в ключевых районах мира боеготовых группировок ведущих стран обеспечат им возможность наносить удары в кратчайшие сроки по любой точке Земного шара.

Все эти изменения предопределили необходимость совершенствования обороны Российской Федерации, уточнения роли государственных институтов в ее организации, роли и места Генерального штаба. Что получило свое развитие в Федеральном законе «Об обороне» и новом Положении о Генеральном штабе.

Одной из новых задач Генерального штаба законодательно определена разработка Плана обороны Российской Федерации. Он включает комплекс взаимоувязанных документов военного планирования для всей военной организации государства.

Такой план был разработан Генеральным штабом совместно с федеральными органами исполнительной власти и утвержден президентом Российской Федерации в январе прошлого года.

В ходе его разработки согласованы по месту, времени, направлениям, силам, средствам и ресурсам мероприятия по заблаговременной подготовке страны к переводу на условия военного времени и решению военной организацией государства стоящих перед ней задач.

Для предотвращения военных конфликтов спланировано комплексное проведение общегосударственных мер стратегического сдерживания.

Его основу составляют политико-дипломатические и внешнеэкономические меры, которые тесно взаимоувязаны с военными, информационными и другими. В целом они направлены на формирование у потенциальных агрессоров убеждения в бесперспективности любых форм давления на Российскую Федерацию и ее союзников.

При планировании стратегического сдерживания Генеральным штабом организовано межведомственное взаимодействие в ходе выполнения общегосударственных мероприятий.

Опыт разработки плана обороны показал необходимость четкой регламентации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

С этой целью Генеральным штабом осуществлена подготовка новой редакции Положения о военном планировании в Российской Федерации. В нем определены порядок разработки Плана обороны, перечень документов, входящих в его состав, органы государственного и военного управления, отвечающие за разработку соответствующих документов.

Все действия войск (сил) спланированы в соответствии с основополагающими уставными документами Вооруженных Сил. Они были переработаны и введены в действие в 2013 году. В них с учетом изменений в характере военных конфликтов определены основы применения межвидовых и коалиционных группировок войск (сил).

В тоже время наставления, регламентирующие применение разноведомственных группировок войск (сил), на сегодняшний день отсутствуют.

Генеральным штабом совместно с ФСБ, МВД и МЧС России начата работа по подготовке таких документов.

Еще одной задачей Генерального штаба является координация разработки концепций, планов строительства и развития других войск и воинских формирований в интересах обороны.

В этих целях прорабатывается вопрос подготовки нового руководящего документа. В нем будут изложены основные принципы государственной политики в области военного строительства и система взглядов, детализирующих цели, задачи, направления и мероприятия строительства и развития военной организации Российской Федерации, а также условия их реализации.

В ходе совместных мероприятий, учений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе наводнения на Дальнем Востоке, выявилось, что существующие системы управления федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, между собой недостаточно сопрягаются. Что затрудняет управление группировками войск (сил).

Это вынуждает нас по-новому посмотреть на организацию и порядок управления разноведомственными группировками войск и сил. Требуется координация развития систем управления другими войсками, воинскими формированиями и специальными формированиями, создаваемыми на военное время.

Для решения этих задач необходима интеграция систем управления Вооруженных Сил и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, в единую систему государственного и военного управления. При этом целесообразно максимально использовать потенциал объектов инфраструктуры этих систем и наращивания их возможностей.

Важным шагом в создании такой системы управления явилась инициатива министра обороны по формированию Национального центра управления обороной Российской Федерации. 20 января 2014 года состоялась закладка памятного камня в фундамент здания Национального центра, началось его строительство. Одновременно ведется разработка программно-аппаратного комплекса.

С вводом Национального центра в эксплуатацию мы получим единую систему управления всей военной организацией Российской Федерации. Это позволит в реальном масштабе времени получать и анализировать информацию, готовить обоснованные предложения для принятия решений руководством государства по реагированию на кризисные ситуации в стране и за рубежом.

Решение задач обороны требует от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти соответствующими военными знаниями. С этой целью в Военной академии Генерального штаба возобновлена совместная подготовка представителей министерств и ведомств по программе «Национальная оборона».

В интересах достижения слаженности в работе органов государственного и военного управления на плановой основе проводятся мероприятия их совместной подготовки.

Первый опыт таких мероприятий получен в 2012 году на стратегической командно-штабной тренировке с органами государственной власти. В прошлом году в ходе внезапной проверки по плану Верховного Главнокомандующего, проведенной на фоне стратегического учения «Запад-2013», было отработано взаимодействие ряда федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

На мероприятиях совместной подготовки основные усилия необходимо сосредоточить на отработке вопросов организации и совместного решения задач разноведомственными группировками войск (сил). Они должны проводиться на общем оперативно-тактическом фоне, по единым сценариям развития военно-политической и стратегической обстановки.

Таково содержание новых задач, определенных Положением о Генеральном штабе. Их реализация предполагает большую организаторскую и интеллектуальную работу, которая должна вестись последовательно и целенаправленно. Особое место в ней отводится военно-научному комплексу.

Руководство военно-научным комплексом и организация научной работы в Вооруженных Силах возложены на Генеральный штаб.

Какие задачи сегодня стоят перед военно-научным комплексом и военной наукой в целом?

Главная заключается в обосновании основных направлений строительства и развития Вооруженных Сил в целом, а также видов и родов войск. Результатом научных исследований должны стать предложения по рациональному составу Вооруженных Сил, оптимальному соотношению сил и средств вооруженной борьбы.

Важнейшая задача – прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны.

Необходимо выявлять на максимально ранней стадии возникновение и развитие возможных угроз России, готовить предложения по их нейтрализации военными и невоенными методами.

Особое внимание должно быть уделено созданию целостной теории непрямых и асимметричных действий, проводимых различными федеральными органами исполнительной власти по единому плану, в интересах превентивной нейтрализации угроз военной безопасности России.

Другая задача военной науки заключается в развитии форм применения и способов действий группировок войск (сил), определении их оптимального состава.

Для этого необходимо изучать опыт боевого применения Вооруженных Сил в конфликтах различной интенсивности, выявлять новые военные и военно-технические тенденции.

В 2013 году проведена теоретическая оценка возможных угроз, проанализированы пути формирования и проверены возможности по созданию межвидовых группировок войск на стратегических направлениях (театрах военных действий).

В целом полученные результаты обеспечили выполнение практических задач.

В то же время необходимо отметить, что с возрастанием роли научных исследований повышаются требования к обоснованности научных рекомендаций, расширяется тематика военно-научных разработок, совершенствуются формы и способы исследовательской деятельности.

Этим обусловлена необходимость совершенствования военно-научного комплекса, приведения его в соответствие с актуальными и перспективными задачами.

С 2013 года Генеральным штабом последовательно проводится такая работа.

В целях повышения эффективности научной работы усилена роль главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил.

Воссоздание военно-научных подразделений в составе органов военного управления позволило организовать их непосредственное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями.

Сформированные научно-исследовательские организации по сферам вооруженной борьбы обеспечивают целевое проведение исследований по развитию видов и родов войск Вооруженных Сил, решение задач межвидового взаимодействия.

В качестве эксперимента были сформированы и приступили к проведению исследований четыре научные роты. Это позволило привлечь талантливых выпускников вузов к решению научно-практических задач в интересах Министерства обороны.

Ведется работа по поиску и реализации новых форм взаимодействия Министерства обороны с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Примером этому может служить проведенный в августе прошлого года «День инноваций Министерства обороны». Работа в данном направлении будет продолжена и дальше.

Важные задачи по развитию военно-научного комплекса стоят в 2014 году.

Прежде всего - это завершение формирования пятилетнего плана развития научно-исследовательских организаций Министерства обороны.

Он направлен на совершенствование структуры и наращивание возможностей военно-научного комплекса, уточнение задач научно-исследовательских организаций и модернизацию их лабораторно-экспериментальной базы.

Особое внимание должно быть уделено подготовке научных кадров и укреплению потенциала научно-исследовательских организаций. Мы ищем новые пути восстановления престижа и статуса военного ученого, выстраиваем систему подготовки исследователей и развития научных школ.

Предусматривается сформировать в масштабе государства единую систему организации научных исследований в интересах обороны. Она будет основываться на военно-теоретических знаниях и результатах фундаментальных исследований РАН, АВН, РАРАН и других научных организаций, использовать потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Значительная часть научных разработок должна быть реализована при создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.

Особое внимание необходимо уделить наиболее наукоемким и актуальным направлениям. К ним относятся разработка робототехнических комплексов военного назначения, создание перспективной телекоммуникационной инфраструктуры Вооруженных Сил, а также развитие сил стратегического сдерживания и системы воздушно-космической обороны.

При этом требования, предъявляемые к перспективным системам вооружения, должны формироваться исходя из тех способов вооруженной борьбы, которые позволяют наиболее эффективно противодействовать прогнозируемым угрозам военной безопасности Российской Федерации.

Важное направление работы – формирование единой базы научных знаний. В нее войдут все имеющиеся и ожидаемые результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказу Министерства обороны.

С этого года начинается формирование особого фонда контрольных экземпляров в военно-научной библиотеке Генерального штаба. После завершения в 2017 году формирования единой автоматизированной системы учета база будет доступна потребителям в электронном виде, а для обеспечения ее формирования, наполнения и сопровождения прорабатывается вопрос создания специализированного центра.

Таковы основные направления нашей работы по совершенствованию военно-научного комплекса.

Хочу подчеркнуть, что военная наука эффективна, когда результаты научной работы востребованы и внедряются в практику. Все военно-научные исследования должны проводиться в русле единой военно-технической политики, разрабатываемой и реализуемой Генеральным штабом.

Помимо научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений Министерства обороны к научной работе целесообразно активнее привлекать федеральные органы исполнительной власти, институты Российской академии наук и, конечно же, Академию военных наук.

Академия, как базисная научная организация, сплав опыта и профессионализма, должна более активно включиться в проработку вопросов обеспечения обороны Российской Федерации.

Особое внимание должно быть уделено развитию методологии военного строительства и строительства Вооруженных Сил, разработке новых форм и способов ведения военных действий. Научный потенциал Академии должен найти эффективное применение в интересах формирования теоретических основ ведения военных действий, выработки военных и невоенных мер в современных вооруженных конфликтах, оценки их баланса.

В 2014 году исследования по этим направлениям и внедрению полученных результатов в практику должны быть направлены в первую очередь на обеспечение разработки нового плана обороны Российской Федерации и Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы, а также на реализацию Генеральным штабом дополнительных функций в области военной безопасности и обороны государства.

Совместную деятельность предполагается осуществлять в рамках как уже проводимых исследований, так и работ, запланированных на ближайшую перспективу.

Академия уже принимает участие в межведомственных исследованиях, направленных на определение основных приоритетов развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период в рамках научно-исследовательской работы «Предисловие-30».

С 2014 года на основании предложений, поступивших от Академии военных наук, планируется открытие научно-исследовательской работы «Оборона», направленной на формирование современной системы знаний о войне и обороне государства, выявление основных закономерностей современного международного противоборства с учетом применения так называемой «мягкой силы».

Уважаемые товарищи!

Еще раз отмечу, что сегодняшняя конференция должна стать отправной точкой для дальнейшего сотрудничества между Генеральным штабом и научной общественностью в решении актуальных задач обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Благодарю за внимание и желаю плодотворной работы.

Авторизация

Хотим вас спросить

Кто сможет установить мир в Сирии?

Фотогалерея

Видеопрезентация АВН

Наши партнеры







Доноры - детям