АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Ответ на письмо С.В.Буга председателя Уставной комиссии вице-президента АВН С.А.Модестова

Уважаемый Сергей Васильевич!

Спасибо, что нашли время заняться детальным анализом Устава АВН, утвержденного Общим собранием Академии 26 декабря 2020 года. Подчеркну, это не «проект», а уже принятый документ. Осталось только направить его для регистрации в Минюст России, после чего он вступит в силу. Однако до последнего момента, нарушая уже установленный Минюстом порядок, мы держим его. И сейчас вполне возможна «шлифовка» отдельных шероховатостей (они, безусловно, есть!) в части соответствия юридико-техническим нормам, правилам русского языка. Такие поправки, по моему убеждению, не требуют повторного голосования, а могут и должны быть внесены.

Об упомянутых в п. 5.8 Устава представителях коллективных членов и иностранных членах Академии и отсутствии этих категорий по тексту.

В данном случае выражение «коллективный член» само выступает определением и сокращенным обозначением к указанному выше понятию «юридическое лицо – общественное объединение, являющееся членом Академии» (в отличие от единичного физического лица). Их статус определен в преамбуле раздела 4 и в п.4.4.

Но поскольку вопрос возник и во избежание новых подобных вопросов, согласен с Вашим замечанием и полагаю целесообразным ввести однократно сразу же после упоминания члена Академии – «юридического лица – общественной организации» (п. 4.4) сокращенное замещающее наименование «коллективный член» (в скобках). При этом в Уставе определена форма участия таких членов (их представителей) в деятельности Академии: «могут создавать и входить в Попечительский совет Академии». Определен и порядок прекращения такового членства в Академии (см. п.4.11). А в п.5.8, который Вы упомянули, определены полномочия представителя коллективного члена на Общем собрании Академии (право совещательного голоса).

Должен еще раз согласиться с Вами и по вопросу об иностранных членах. Действительно, в соответствии с ФЗ-82 они должны иметь те же права! Мы же фактически установили для иностранных членов, скорее, номинальное, почетное членство… У нас они – с правом совещательного голоса! Который не учитывается.

Правка должна быть такая, на мой взгляд:

«4.1. Членами Академии могут быть российские граждане (граждане Союзного государства), имеющие ученую степень…» (далее по тексту)

А в соответствии со ст.19 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, иностранных граждан и лиц без гражданства следует перенести в п.4.5:

«4.5. Почетными членами Академии могут быть избраны граждане Российской Федерации (Союзного государства), а также иностранные граждане и лица без гражданства, внесшие выдающийся вклад в укрепление национальной (России и Белоруссии) и международной безопасности, в развитие военной науки, практику военного искусства, военного строительства, строительства вооруженных сил и военной организации государства, создание и развитие вооружения, военной и специальной техники».

В таком случае мы будем вправе распространить на категорию иностранных граждан и лиц без гражданства положение ст.19: «Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении».

И все становится на свои места, приходит в соответствие с Законом. Это тоже голосовать не надо.

Однако вернемся к началу. Мы старательно избегаем «титула» международного объединения. Это сразу лишит нас лицензии ФСБ на право ведения закрытых работ. Что касается Белоруссии, то они с нами в одном Союзном государстве, к совместному ведению которого отнесены, в частности: совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства.

Таким образом, существование Белорусского регионального отделения не означает деятельности АВН в иностранном государстве и не требует от нас статуса международной организации.

Следующий блок:

II. Структура и органы управления Академии.

Обратимся вновь к Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях". Спроецируем статью 20 (Устав общественного объединения) на наш Устав.

Устав общественного объединения, говорится там, должен предусматривать:

 

Порядок следования в соответствии с ФЗ-82

Содержание фрагмента устава

Место соответствующего фрагмента

в утвержденном Уставе АВН 2020 г.

1

Наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

Раздел 1 (Общие положения) Раздел 2 (Цель, задачи и предмет деятельности Академии)

2

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

Пункт 1.2 раздела 1.

Структура раскрыта далее в разделе 5 (Структура и органы Академии)

3

Условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

Раздел 4 (Членство в Академии)

4

Компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

Пункт 5.7.1. Руководящие органы Академии: Общее собрание – см. п. 5.8 (как высший руководящий орган),

Президиум Академии – см. п. 5.9 (как постоянно действующий коллегиальный орган управления Академии, который руководит деятельностью Академии по решению стоящих перед нею задач и выполнению решений общих собраний Академии в периоды между ними);

Президент Академии – см. п. 5.10 (осущест-вляет общее руководство Академией как единоличный исполнительный орган),

и далее «вниз», как Вы и писали…

5

Порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Раздел 8. Изменение настоящего Устава Академии

 

6

Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

Раздел 6. Имущество Академии

 

7

Порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Раздел 7. Реорганизация и ликвидация Академии

 

 

 

Как видим, порядок следования близок к модельному. Иной порядок только в разделах 6-8.

В представлении структуры Академии мы следует законодательству об общественных объединениях, а не «традиционным подходам к военной классификации». Хотя изложено, на самом деле, все именно по Вашему алгоритму: Высшие руководящие органы, затем высший исполнительный орган (президент Академии), потом все остальные органы.

О праве первого вице-президента и директора Академии заключать договоры, контракты без доверенности. Такое право в действующем (старом) Уставе 2003 года у трех лиц. Однако из-за избрания президентом АВН действующего должностного лица из его полномочий в новой редакции Устава были изъяты функции оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью (те самые договоры и контракты), что обусловлено требованиями антикоррупционного законодательства во избежание неминуемого конфликта интересов.

 

III. Членство в Академии.

Вы считаете, что «критерии приема в члены Академии изложены расплывчато...» и «следует изложить конкретные критерии избрания на должности действительного члена, член-корреспондента и профессора».

На мой взгляд, они изложены даже чересчур подробно! Сначала пунктом 4.1 сформулированы два ОБЩИХ для всех членов требования:

- наличие ученой степени доктора или кандидата наук,

- определяющий или значительный вклад в развитие военной науки, формирование оборонной политики государства, практику военного искусства, военного строительства, строительства вооруженных сил и военной организации государства, силовых министерств и ведомств, обеспечение национальной безопасности, развитие вооружения, военной и специальной техники, совершенствование социального и правового обеспечения военнослужащих и военной службы, в патриотическое воспитание граждан России, социальную защиту военнослужащих, членов их семей и ветеранов войны и военной службы, а также в укрепление международного авторитета страны, развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере науки, образования, высоких технологий,  обороны и безопасности.

А затем более подробно перечислены КРИТЕРИИ ПРИЕМА в члены Академии:

- наличие у конкурсанта выдающихся или крупных научно-творческих достижений, получивших широкое научно-общественное признание (ученая степень доктор наук или кандидат наук, ученое звание профессор или доцент, научные публикации, монографии, брошюры, статьи, патенты, изобретения, личные научные и творческие школы, одно из почетных званий «Лауреат Государственной премии Российской Федерации», «Лауреат премии Правительства Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный изобретатель Российской Федерации», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др.); высокая личная творческая и научно-организационная активность в текущее время вступления в Академию.

Наконец, в пункте 4.2 приведены конкретные критерии избрания действительным членом, членом-корреспондентом и профессором:

Действительным членом Академии избирается ученый, имеющий:

– ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, внесший и продолжающий вносить определяющий вклад в развитие военной науки;

– ученую степень доктора наук и одно из почетных званий: «Лауреат Государственной премии Российской Федерации», «Лауреат премии Правительства Российской Федерации» «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный изобретатель Российской Федерации», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», внесший и продолжающий вносить определяющий вклад в развитие военной науки.

Членом-корреспондентом Академии избирается ученый, имеющий:

– ученую степень доктора наук, внесший и продолжающий вносить значительный вклад в развитие военной науки;

– ученую степень кандидата наук и ученое звание профессора, внесший и продолжающий вносить значительный вклад в развитие военной науки;

– ученую степень кандидата наук и одно из почетных званий: «Лауреат Государственной премии Российской Федерации», «Лауреат премии Правительства Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный изобретатель Российской Федерации», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», внесший и продолжающий вносить значительный вклад в развитие военной науки;

– ученую степень кандидата наук и являющийся в течение не менее пяти лет профессором Академии, внесший и продолжающий вносить значительный вклад в развитие военной науки, отмеченный премиями Академии или премией Министерства обороны Российской Федерации.

Профессорами Академии избираются ученые и специалисты, имеющие ученую степень кандидата наук, отвечающие общим требованиям, перечисленным в п.4.1.

Куда уж конкретнее?!

 

И, наконец, последний пункт:

IV. Действия региональных отделений и филиалов

 

Не соглашусь с тем, что «в проекте Устава не указано, на основании какого документа учреждаются региональные отделения». В п. 5.1 четко сказано, на основании чего создается отделение (вообще):

Отделение Академии считается созданным с момента утверждения протокола его учредительного собрания Общим собранием Академии.

То есть таким основанием является решение Общего собрания об утверждении протокола учредительного собрания нового отделения.

То же и в отношении регионального отделения (см. п.5.2):

Региональное отделение Академии считается созданным с момента утверждения протокола его учредительного собрания Общим собранием Академии.

В п. 5.3 сказано о научно-отраслевом отделении:

Научно-отраслевое отделение Академии считается созданным с момента утверждения протокола его учредительного собрания Общим собранием Академии.

То же и в п. 5.4 о филиале Академии:

Филиал Академии считается созданным с момента утверждения протокола его учредительного собрания Общим собранием Академии.

Работают все отделения на основании Устава АВН, а также некоторых локальных актов, регулирующих частные вопросы (присуждение премий, порядок проведения выборов и т.д.).

25 лет сложилась такая практика, что мы принимаем соответствующие решения на Общем собрании Академии, а не на заседании Президиума. Это придает больший авторитет такому решению и сразу становится достоянием всего нашего научного сообщества. Кроме того, динамика появления новых отделений не столь интенсивна, чтобы решать такие вопросы чаще одного раза в год.

Спасибо за внимание к нашему основополагающему документу! Внесенные Вами уточняющие поправки буду непременно внесены в текст Устава перед его направлением на регистрацию в Минюст России.

 

С уважением,

вице-президент АВН,
председатель Уставной комиссии АВН

С.Модестов

 

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 159 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры