АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Выход в свет монографии известных сибирских историков С.Н. Иванова и В.А. Исупова явился значимым событием в исторической науке. Несмотря на достаточно большое число работ, посвященных вкладу Сибири в Великую Победу, авторам удалось найти свой путь и раскрыть особенности в подготовке командных кадров для фронта в годы Великой Отечественной войны в Сибирском военном округе (СибВО).

Источниковой базой монографического исследования явился широкий пласт источников, основу которого составили документы военных училищ и школ Наркомата обороны СССР, находящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Раскрытие столь сложной и недостаточно изученной темы потребовало от авторов кропотливой исследовательской работы по изучению архивных документов и обширной исторической литературы. Это позволило им в полной мере показать самоотверженный труд сибиряков по подготовке офицерских кадров в суровые годы войны.

Авторы справедливо отмечают, что СибВО традиционно занимал одно из значимых мест в системе подготовке военных кадров накануне и в годы Великой Отечественной войны. Заслуживает уважения и одновременно повышает научную значимость монографии обращение авторов к трудам многих поколений исследователей, затрагивающих в своих работах отдельные аспекты функционирования системы подготовки военных кадров в Западной Сибири.

Монография структурно состоит из двух глав, заключения, приложения и списка сокращений.

В первой главе «Формирование сети училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе и укомплектование их личным составом» авторами рассматриваются динамика численности и состава военных училищ, их дислокация, укомплектование командно-преподавательским и переменным составом. Вполне оправданным выглядит стремление авторов показать в начале именно дислокацию военных училищ, ее изменения в ходе войны, командный состав и количество подготовленных офицеров и младших командиров в разные периоды Великой Отечественной войны. Пристальное внимание авторами уделено раскрытию источников укомплектования училищ командно-преподавательским составом, повышению его педагогического мастерства, методических навыков и военной квалификации. При этом следует считать обоснованным вывод авторов, что укомплектование командно-преподавательским составом военных училищ Наркомата обороны СССР в СибВО в годы войны представляло собой сложную, многоуровневую проблему, от решения которой зависел конечный результат обучения. В завершении главы достаточно подробно проанализированы источники и порядок укомплектования военных училищ переменным составом, его численность, реорганизация и перепрофилирование военных училищ в ходе войны.

Во второй главе «Деятельность военных училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе» рассматриваются материально-техническое обеспечение училищ, учебно-боевая и воспитательная работа. Анализируя материально-техническое обеспечение училищ, авторы не стремятся нивелировать имевшие место проблемы, а честно и справедливо на них указывают. При этом свое внимание они сфокусировали на обеспечении училищ казарменно-жилым фондом, классными помещениями, топливом и положенными видами вещевого и продовольственного обеспечения. Анализируя организацию учебно-боевой и воспитательной работы, авторы выявили содержание учебных планов и программ, их изменение в ходе войны, организацию служебного времени и мотивацию курсантов, сроки обучения, порядок аттестации и выпуска переменного состава. Авторы показали, что проблемы в подготовке высококвалифицированных военных кадров для фронта имели как объективные, так и субъективные причины и факторы. Во многом они определялись как объективными трудностями военного времени, так и напрямую зависели от подготовленности командно-преподавательского состава, а также целенаправленной учебной и воспитательной работы с курсантами. Авторы показали многообразие используемых форм и методов работы командования военных училищ по максимальному приближению процесса воспитания и обучения курсантов к суровым требованиям фронта. Можно согласиться с авторами, что уровень подготовки военных кадров во многом также определялся умелой организацией воспитательной работы, многообразием используемых ее форм и методов, состоянием воинской дисциплины и правопорядка, формированием у будущих командиров патриотического сознания и психологической устойчивости.

Особо стоит сказать о приложении. В нем содержатся уникальные в своем роде информативные источники, значительно дополняющие основной текст монографии. Среди них следует отметить сведения об обеспеченности военных училищ различными видами имущества и вооружением, образовательном уровне, национальности, возрастном и социальном составе, партийно-комсомольской принадлежности курсантов военных училищ, программы обучения и результаты зачетных и выпускных экзаменов.

С авторами можно согласиться: уровень профессиональной подготовленности офицерского состава был и остается одним из решающих факторов нашей Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на имеющиеся трудности, военные училища Сибирского военного округа обеспечили действующую армию подготовленными офицерскими кадрами.

Монография С.Н. Иванова и В.А. Исупова «Командирами не рождаются. Военные училища Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны» является актуальным и полезным изданием. Она, несомненно, найдет своего читателя и исследователя. Полученные результаты найдут применение не только в дальнейшем изучении исторического опыта подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны, но и в процессе обучения и воспитания офицеров современной российской армии.



Рецензент Ростов Николай Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор

кафедры «Коммуникативные, социокультурные

и образовательные технологии»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный

технический университет им. И.И. Ползунова»,

подполковник запаса.

Барнаул. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 85 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры