АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Балабушевич Виктор Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор АВН

В статье рассматриваются философско-методологические основания решения проблемы выявления места и роли религии в современном мире.

Среди исследователей феномена религии продолжаются дискуссии относительно ее места и роли в современном мире. Возрастание интереса к различным аспектам данной проблемы вполне симптоматично для современного переломного этапа социальной эволюции человечества. Однако, к сожалению, в огромном потоке религиоведческих публикаций, как-то не слишком заметны работы философско-методологического содержания. А ведь без соответствующего методологического обоснования эффективность решения исследовательских задач значительно снижается.

В предлагаемых автором тезисах сформулированы некоторые положения методологического характера, впрочем, далеко не бесспорные.

Тезис № 1. Теизм и атеизм – наиболее развитые формы выражения, соответственно, боготворческой и богоборческой тенденций, глубоко укорененных в различных сферах и структурах бытия человека, общественном и индивидуальном сознании. Обе тенденции в равной степени имеют право на существование, ибо опираются на онтологические, гносеологические, психологические, социальные, исторические и иные основания, которые воспроизводятся в изменяющихся социальных условиях различных исторических эпох.

Тезис № 2. Религия и атеизм представляют собой исторические феномены, своеобразные духовные матрицы эпохи. Развитие религии и атеизма носит чрезвычайно сложный характер и попытки описывать и интерпретировать этот процесс в рамках исключительно линейных представлений о прогрессе приводят к неправомерному упрощению ситуации. Реконструкция исторического развития данных феноменов предполагает учет роли маргиналий и девиант в жизни социума, понимание вариативного характера развития культуры, выявление внутренних закономерностей развития мировоззренческих систем, уяснение внутренних и внешних факторов их эволюции, характера их взаимодействия между собой.

Тезис № 3. Феномены религии и атеизма, принадлежащие духовной сфере жизни общества, являются системными образованиями высокой сложности и, в силу этого, не поддаются строгому однозначному определению. Формально-логические дефиниции по отношению к ним часто не дают желаемого результата. Так религию можно рассматривать как тип мировоззрения, форму общественного сознания, необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения, отражение действительности, общественную подсистему, феномен культуры и пр. Атеизм, в свою очередь, часто характеризуется как специфическое мировоззренческое явление, форма общественного сознания, социальный феномен, элемент духовной культуры, социокультурная система и т.д.

Тезис № 4. Содержание как теистических, так и атеистических доктрин гетерогенно. Их концептуальное ядро тщательно разработано и «отшлифовано» многими поколениями мыслителей, а периферия в значительной степени «размыта». В силу определенных причин теизм достигает своих доктринальных форм гораздо раньше атеизма.

Тезис № 5. Между теизмом, с одной стороны, и атеизмом с другой, существуют различные переходные формы: деизм (представление о Боге как о внешнем конструкторе, который создал этот мир, однако не имманентен ему), пантеизм (отождествление Бога с материальной Вселенной, природой), панентеизм (убеждение в том, что Бог присутствует во всем, но не сводящееся к простому отождествлению его с материальной Вселенной), скептицизм (точка зрения, согласно которой не имеется убедительных доказательств, позволяющих положительно или отрицательно решить вопрос о существовании Бога), буквальное отождествление Бога с конкретным или абстрактным объектом и пр. В рамках теистической и атеистической доктрин обнаруживается определенная градация позиций ее сторонников.

Тезис № 6. Субъективно индивид может быть сторонником той или иной мировоззренческой позиции. Однако следует признать, что теизм и атеизм, рассматриваемые как философские доктрины, мировоззренческие системы в методологическом плане равноправны, несмотря на асинхронность формирования их концептуальных основ и различную степень разработанности. Это «равноправность» выражается в наличие у них собственного содержания, что нередко взаимно ставится под сомнение. Например, многие сторонники религиозной идеи, полагают, что статус атеизма вторичен по отношению к религии. Последователи атеизма, в свою очередь, нередко настаивают на том, что именно религия не имеет собственного содержания, являясь «иллюзорно-фантастическим отражением» совершенно иного (земного) содержания [1, 328].

Тезис № 7. Было бы наивным отрицать факт противостояния боготворческого и богоборческого начал, наличие глубоких противоречий между доктринами теизма и атеизма. «Борьба», творческий спор, конкуренция между ними выступают в качестве одного из внутренних источников саморазвития духовной культуры человечества и духовных исканий личности. Однако взаимосвязь между теизмом и атеизмом не исчерпывается исключительно духом взаимного отрицания, но объективно предполагает и взаимообогащение идеями, подходами.

Тезис № 8. Несовпадение религиозной (теистической) и нерелигиозной (атеистической) картин мира очевидно. Но вопрос о том насколько они взаимоисключают друг друга остается открытым. Приходится признать, что ни в рамках теистической, ни в рамках атеистической традиций невозможно описать действительность полно и непротиворечиво. И теисты, и атеисты постулируют в качестве отправной точки своих рассуждений существование некой реальности, «более которой ничего помыслить нельзя» и являющейся «беспричинной причиной» (только для первых – это Бог, а для вторых – материя, природа, индивидуальное сознание).

Тезис № 9. Сторонники теистической и атеистической идей часто склонны полагать, что именно от их мировоззренческих оппонентов исходит угроза социуму. Давно стал тривиальным перечень взаимных обвинений теистов и атеистов в бездуховности, аморальности, циничности, антинаучности, мракобесии и т. п. Однако сам факт самоидентификации индивида в качестве приверженца той или иной мировоззренческой системы, теиста или атеиста, еще не означает, что ему автоматически присущи все ценностные установки данного типа мировоззрения. Личный мировоззренческий выбор человека в пользу религии или атеизма не предполагает безусловного наличия у него доброй и отсутствия злой воли и не гарантирует высокоморального поведения. Да и в «наборе ценностей», присущем любому мировоззрению, далеко не все может претендовать на роль моральной максимы и тем более нравственного закона (если использовать кантовскую терминологию). Поступки людей могут значительно отличаться в рамках одного и того же мировоззренческого выбора и могут иметь много общего, даже если мировоззренческие предпочтения полностью или частично не совпадают. Выразимся несколько иначе: среди верующих, как и среди атеистов, были, есть и будут свои эгоисты и ригористы, грешники и праведники, пессимисты и оптимисты, подлецы и герои.

Тезис № 10. Сама по себе религиозность не обусловливает нравственность и совестливость верующего человека. Зато она создает довольно комфортную возможность облегчить свою совесть покаянием. Складывается хорошо знакомая людям ситуация: грешить и каяться, каяться и грешить – «порвать» эту порочную цепочку не так то просто. Но, в равной степени, и атеизм автоматически не гарантирует преодоления дефицита нравственности и совести. От признания обстоятельства, выраженного Ницше через метафору «Бог умер» уже недалеко до формулы «если Бога нет, то все можно» – это делает более приемлемой для человека саму возможность выхода за пределы блага, добра, гуманизма.

Тезис № 11. Опасность для общества, на самом деле, исходит не столько от теистов (верующих) или атеистов (неверующих) как таковых, сколько от людей бездуховных, равнодушных к мировоззренческой проблематике. Именно они, в первую очередь, становятся объектами различного рода социальных экспериментов и сомнительных политических, идеологических, психологических спекуляций. Более того, подобные личности при определенных обстоятельствах могут превращаться из пассивных жертв обмана и произвола в орудия, средства манипулирования другими людьми и даже с удовольствием играть роль палача в прямом и переносном смыслах этого слова. Религия и атеизм – явления в равной степени духовные. Индивид, независимо от своего личного мировоззренческого выбора в пользу религии или атеизма, может и должен жить духовной жизнью.

Тезис № 12. Сторонники теизма и атеизма, будучи «вечными» оппонентами, ведут борьбу за влияние на умы и сердца людей. Другое дело, в какие формы «кристаллизуется» оппозиция двух типов мировоззрений. Представляется чрезвычайно важным, чтобы борьба идей не трансформировалась в различные варианты и модели психологической войны между верующими и неверующими и, тем более, в силовое противоборство между ними (чему в немалой степени способствуют приверженцы радикализма с обеих сторон). Любое мировоззрение стремится к универсализации, доминированию, но это еще не предполагает обязательной борьбы «на уничтожение». Да и сама возможность «уничтожения» какой-либо конкретной идеи кажется сомнительной – ее можно лишь преодолеть в рамках определенных общественных условий. Но в изменившихся условиях эта же идея может вновь оказаться «востребованной».

Тезис № 13. Нет оснований говорить о какой-то особой, имманентной агрессивности религии и свободомыслия. Предельно жесткие формы противостояния теизма и атеизма (выражающиеся в физическом уничтожении носителей противоположных идей, ограничении свободы, подавлении инакомыслия, духовной цензуре) обусловлены не столько внутренней логикой их конкуренции (сама по себе она едва ли приведет к выходу за пределы борьбы идей), сколько причинами политического и экономического характера. Серьезная опасность нормальному функционированию и развитию религии и атеизма как мировоззренческих систем исходит от их инструментализации, чрезмерной политизации и идеологизации.

Тезис № 14. Сторонники теизма и атеизма, часто предпочитают не слышать друг друга. Но оппонирование, в идеале, должно миновать фазу монолога и принять форму цивилизованного, заинтересованного диалога. Чтобы ускорить темпы движения в этом направлении, следует признать: религия не может «приватизировать» феномен веры (вера может быть и безрелигиозной), нравственность (у нее могут быть и внеконфессиональные основания), духовность (несводимая, как известно, только и исключительно к религии). Точно так же сторонники атеизма не могут считать, что в их единоличном «владении» находятся знания (знания могут быть и религиозными), рациональность (теология «насквозь» рациональна), прогресс (сама идея прогресса привнесена, между прочим, в европейскую культурную традицию именно христианством).

Тезис № 15. Цивилизованный диалог между верующими и неверующими предполагает взаимный отказ от формирования «образа врага» (этот прием был известен с древнейших времен как надежный способ консолидации мыслей, чувств, ценностных ориентиров людей, аккумуляции и канализации их энергии), когда угрозы и опасности персонифицируются в образе носителя, соответственно, религиозного или антирелигиозного мировоззрения. Принцип свободы совести, несмотря на нападки на него со стороны религиозных и атеистических радикалов, выдержал испытание временем и является одним из базовых принципов, обеспечивающих диалог культур и цивилизаций в современном «глобализируемом» мире.

Тезис № 16. Иногда утверждается, что за короткими фразами «Бог есть» и «Бога нет» стоят абсолютно исключающие друг друга смысложизненные позиции. Однако действительная картина намного сложнее. В сфере ценностей индивида, независимо от его мировоззренческой самоидентификации, присутствуют как общие («родовые» или «общечеловеческие») ценности: «благоговение перед жизнью», «самоценность человеческой жизни», «любовь к ближнему», «уважение к старости», «верность данному слову», «забота о детях», «добросовестный труд», так и специфические (групповые, профессиональные, возрастные, национальные и др.) ценности. Следовательно, попытка провести демаркационную линию между верующими и неверующими на основе анализа содержания присущих им нравственных ценностей не совсем корректна.

Тезис № 17. Человек религиозный и человек нерелигиозный отличаются друг от друга не столько «набором» нравственных ценностей, сколько способом их обоснования. Человек религиозный (homo religiosus) полагает в качестве предельного основания своей жизнедеятельности абсолютную реальность, «священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным» [1, 328]. Нерелигиозный же человек полагается исключительно на себя, на собственные силы, чувства и интеллект в нахождении предельных оснований своей жизнедеятельности, он испытывает недоверие к традиции, ко всему тому, что навязывается человеку извне и, в силу этого, отрицает всякое обращение к Богу.

Тезис № 18. Как религиозный, так и нерелигиозный человек в «чистом виде» – феномены довольно редкие, что верно как для фидеистических, так и для секулярных эпох. Когда мы употребляем слова «религия», «свободомыслие», «вера», «безверие», «нравственность» и тому подобные, следует помнить, что это – своего рода «теоретические конструкты» или, по терминологии М. Вебера, «идеальные типы». На самом деле мировоззрение индивида, социальной группы, класса, тем более общества никогда не бывает «чисто» религиозным или «чисто» атеистическим. В индивидуальном сознании и даже в сознании исторической эпохи могут причудливо совмещаться самые различные концептуальные схемы, комбинации которых могут принимать весьма причудливый, а временами даже экзотический вид.

Тезис № 19. Цельность и органичность мировоззрения индивида, сочетание в нем элементов боготворчества и богоборчества зависит от цельности и органичности эпохи, культуры, в рамках которых он существует. Плюрализм общественного сознания – ситуация вполне привычная для нормально функционирующего общества. Плюрализм же в голове конкретного человека имеет свои границы, выход за рамки которых приводит к эклектизму. Образно выражаясь, плюрализм идей на уровне общества – признак его здоровья, а плюрализм идей в голове индивида может свидетельствовать и о развивающемся у него неврозе.

Тезис № 20. Результатом мировоззренческого поиска может быть переход от религиозности к атеизму и от атеизма к религиозной вере. Смена мировоззренческих ориентиров – явление не столь уж редкое и имевшее место на протяжении всей истории цивилизации. Интеллектуальный и психологический механизмы процессов религиозации и секуляризации сознания индивида требуют серьезного изучения на междисциплинарном уровне. Колебания между религией и атеизмом могут быть следствием не только мировоззренческих «исканий», что всегда достойно уважения, но и результатом идеологической и политической мимикрии.

Тезис № 21. Сохранение культурной идентичности невозможно в случае игнорирования как религиозного наследия (роль религии в качестве фактора социокультурной эволюции редко кем оспаривается), так и традиций свободомыслия (что часто игнорируется). Религия, и атеизм – феномены, в равной степени принадлежащие миру культуры.

Тезис № 22. Образ религии и атеизма в общественном и индивидуальном сознании не остается неизменным. Подвижки в глубинных пластах социального бытия, в структурах коллективного и индивидуального опыта с неизбежностью модифицируют дескрипцию и интерпретацию этих феноменов, причем их оценки могут варьироваться в самом широком диапазоне. В «переломные», «кризисные» эпохи возможны резкие изменения характера этих оценок, переход преимущественно к дихотомическому, без полутонов взгляду на эти феномены (по типу «черное» - «белое», «свое» – «чужое», «духовное» - «бездуховное» и т.д.).

Тезис № 23. Антирелигиозные и антиатеистические тенденции часто инспирируются с целью достижения определенных политических целей. В условиях низкого уровня толерантности мышления это обстоятельство чревато самыми серьезными последствиями для общества, особенно такого многонационального и поликонфессионального, как российское. Совпадение политических, экономических и иных интересов индивидов, социальных групп и слоев способствует снижению уровня противостояния по линии «теизм – атеизм», переводя это противостояние в русло конструктивного мировоззренческого диалога. Наоборот, рассогласование коренных интересов ведет к стремлению субъектов политики «разыграть» религиозную или атеистическую карту.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2. Т. 20. С. 328.

2. Элиаде Мирча. Священное и мирское. – М.: Из-во МГУ, 1994. С. 126.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 105 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры