АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Решением Комиссии по премиям Академии военных наук №26/23 от 12.10.2023г. присуждена премия...

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

  • Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

    Поздравляем лауреатов премии имени А.В.Суворова

Генерал-майор запаса В.К.Копытко, доктор военных наук, профессор, академик АВН;

полковник В.Н.Шептура, кандидат военных наук, доцент

Концепция развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации до 2025 года одной из главных целей определяет гарантированное управление войсками (силами) и оружием в едином информационном пространстве (ЕИП).

В существующих концептуальных документах под единым информационным пространством Вооруженных Сил Российской Федерации понимается совокупность всех информационных ресурсов Вооруженных Сил, упорядоченная по единым принципам и правилам формирования, формализации, хранения и распространения[1].

Необходимость создания единого информационного пространства Вооруженных Сил обусловлена появлением новых форм и способов ведения вооруженной борьбы и соответствующих способов управления этой борьбой, например, сетецентрического управления войсками и оружием; использованием в процессах управления современных информационных и телекоммуникационных технологий; повышением требований к Вооруженным Силам в условиях их перехода на новый облик.

Отставание Российской Федерации в развитии технологий имитации и моделирования ситуаций, прогнозирования и поддержки принятия решений от 5 до 10 лет, а в области разработки компьютерных технологий и автоматизированном управлении – более чем на 10 лет, по оценкам экспертов является серьезной угрозой обороноспособности государства[2].

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов с участием США и НАТО показал, что существует возможность обеспечения высокой скорости передачи информации по компьютерным сетям до 1,5 млрд слов в минуту, что позволяет сократить цикл управления войсками более чем в 2,5 раза.

Анализ процессов реализации достижений в области современных информационных технологий позволил установить основные подходы к формированию единого информационного пространства в зарубежных армиях. В основном они направлены на достижение главной цели – установление  значительного роста качества информационного обеспечения управления боевыми действиями, на что затрачиваются значительные объемы экономических, технологических и интеллектуальных ресурсов государств[3].

В Вооруженных Силах Российской Федерации построение единого информационного пространства регламентируется целым рядом документов, содержание которых предусматривает удовлетворение информационных потребностей органов военного управления (ОВУ) за счет совершенствования информационной поддержки принятия решений (рис. 1).

Однако в этих документах содержится различное толкование сходных базовых терминов инфосферы управления войсками (силами). Это не позволяют правильно сформировать дерево целей и четко установить этапы и сроки создания единого информационного пространства.

 

 

Рис. 1. Концептуальные документы создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

 

По нашему мнению, единое информационное пространство Вооруженных Сил представляет собой специальным образом упорядоченную и взаимосвязанную совокупность информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, организованных и функционирующих во времени и пространстве (в космосе, воздухе, море и на суше), с целью повышения качества управления Вооруженными Силами и оружием в мирное и военное время.

Мировой опыт создания сетевых информационных структур показывает, что архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил должна обеспечивать возможность рационального сочетания централизованного и распределенного использования информации на всех уровнях управления. Кроме того, она должна обладать гибкой системой обеспечения, состоящей из организационного, программного и технического компонентов (рис 2).

 

Рис. 2. Архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

 

Объективно существующее информационное пространство Вооруженных Сил в настоящее время нельзя считать единым вследствие нерешенности ряда проблем организационного характера. Рассмотрим их несколько подробнее.

Отсутствие в концептуальных и уставных документах, регламентирующих формы и способы ведения военных действий, определения места, роли и порядка использования единого информационного пространства. Это особенно актуально для тактического звена управления, где активно применяются современные сетевые технологии, в том числе и самоорганизующиеся, такие как Mesh-технологии. Данная система – один из элементов сетецентрических способов организации связи, разведки и ведения боевых действий.

Создание виртуальных пунктов управления и распределенных узлов связи потребует пересмотра не только алгоритма работы командующего и штаба, но и всего комплекса отрабатываемых должностными лицами ОВУ документов. Об этом необходимо думать уже сейчас и вырабатывать соответствующие предложения для их последующего включения в боевые уставы и наставления.

Одной из основных проблем в области формирования единого информационного пространства является несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей формирование, тиражирование и использование информации, что не позволяет обеспечить реализацию ряда требований как к информации и информационному обеспечению, так и к управлению Вооруженными Силами в целом.

Многие документы (особенно регулирующие порядок обработки информации закрытого характера) ориентированы на устаревшие бумаж­ные технологии и не учитывают особенностей обработки и передачи информации в АСУ. Чего стоит одно только требо­вание запрета копирования или учета всех копий того или иного документа или запрет на использование флеш-карт в работе.

В качестве направлений выхода из сложившейся ситуации является разработка концептуальных положений и согласованной норматив­ной правовой базы по ведению военных действий с учетом специфики современной инфосферы управления войсками и преимуществ единого информационного пространства.

Следующей проблемой организационного характера является отсутствие органов, обеспечивающих координацию работ по созданию, тиражированию и использованию информации (информационных ресурсов).

До настоящего времени в Вооруженных Силах не создано целостной структуры руководства информационными ресурсами на всех уровнях управления. Так, для обеспечения использования информационных ресурсов в Генеральном штабе имеется Главный вычислительный центр, однако в военных округах и общевойсковых армиях эти  задачи решать на повседневных пунктах управления некому, так как центры АСУ ликвидированы. В полевой составляющей все наоборот: в военных округах и общевойсковых армиях в составе бригад управления созданы центры автоматизированных пунктов управления, а в Генеральном штабе в составе полевого узла связи Генерального штаба такое подразделение отсутствует.

Решение данной проблемы видится в возложении этой функции на службу информационных ресурсов Вооруженных Сил, которая должна обеспечить централизованное руководство процессами создания, ведения и развития единой информационной среды[4]. Структурными элементами службы информационных ресурсов Вооруженных Сил должны стать информационные органы и подразделения при штабах всех звеньев управления (рис. 3).

Рис. 3. Структура службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и структурных подразделений, обеспечивающих функционирование единого информационного пространства (вариант)

 

Рассматривая организационные аспекты создания единого информационного пространс­тва нельзя обойти стороной острейшую проблему недостатка квалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с прикладными программами и эксплуатацией АСУ.

Для ее решения в вузах должен быть взят курс на повышение компьютерной грамотности курсантов и слушателей. У кандидатов на поступление в ввузы должны проверяться навыки работы с прикладными программами. Для этого должны быть скорректированы учебные программы в сторону увеличения практической работы на ПЭВМ, а также организованы факультативные курсы по практическому освоению информационных технологий. Кроме того, для целенаправленной подготовки специалистов в области информатизации в учебные программы ввузов необходимо включить дисциплину «Информационные технологии».

Одной из основных проблем методического характера, решаемой в ходе развертывания единого информационного пространства, является отсутствие единства методологии построения технической основы системы управления Вооруженных Сил и ее элементов, особенно автоматизированных систем управления.

Эта проблема характеризуется несоответствием упомянутой основы  стандартам, положенных в основу создания автоматизированных систем управления, а также принципам открытос­ти. Ее решение видится в воссоздании Института главного конструктора АСУ Вооруженных Сил, в разграничении функций и задач между органами военного управления, отвечающими за развитие системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации и информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательскими организациями, ввузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также в разработке и внедрении взаимосвязанной системы стандартов на основе международных и национальных стандартов.


Высокие темпы развития информационных технологий предполагают постоянное научное сопровождение развития компонентов единого информационного пространства Вооруженных Сил. Сегодня назрела необходимость объединения НИР и начальных этапов ОКР по разработке (модернизации) элементов технической основы системы управления Вооруженными Силами.

При создании единого информационного пространства значительную часть занимают технологические проблемы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Существующая АСУ Вооруженных Сил имеет ярко выраженную стволовую архитектуру и не обеспечивает взаимодействия на всех уровнях управления, техническую и информационную совместимость автоматизированных систем военного назначения.

В настоящее время на обеспечении войск находится почти 300 различных систем связи и АСУ военного назначения. При этом на рабочем месте операторов порой установлено по два-три компьютера из различных комплексов, поскольку системы не увязаны между собой. Решение этой проблемы состоит в реализации следующих направлений: сопряжение унаследованных систем; поэтапная модификация и создание новых функциональных подсистем.

В результате работ по интеграции и информационной совместимости приоритетных унаследованных систем должна быть обеспечена адресность и оперативность предоставления необходимой информации, что позволит сократить численность личного состава, задействованного в информационном обмене, а также количество средств вычислительной техники на пунктах управления.

На сегодняшнем этапе создания единого информационного пространства в Вооруженных Силах применяются средства связи и автоматизации, многие из которых не обеспечивают работу по высокоскоростным цифровым каналам.

Анализ работы существующих вычислительных сетей показал, что  действующие комплексы и средства АСУ обеспечивают работу преимущественно по низкоскоростным цифровым каналам. С одной стороны, это поддерживает высокие показатели устойчивости управления и безопасности информации, а с другой – ведет к увеличению затрат на содержание аналоговых каналообразующих систем и снижению оперативности управления.

Именно поэтому Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечить войска (силы) качественной и надежной цифровой связью вплоть до отдельного военнослужащего, вооружения и военной техники.

Для решения этой проблемы необходимо создавать унифицированные цифровые комплексы и средств связи и автоматизации, в также широко использовать средства двойного и гражданского назначения[5].

Использование средств двойного назначения и объектов инфраструктуры одновременно в интересах как обороны, так и всего экономического комплекса страны направлено на более экономное расходование ресурсов. Экономия, например, посчитанная только для средств связи и телекоммуникаций, за счет «совмещения функций» мирного и военного назначения может составить до 30% от общего объема расходов, требуемых на раздельное строительство и эксплуатацию этих средств[6].

Существующая система связи Вооруженных Сил базируется на аналоговых средствах и не обеспечивает в полном объеме применение современных цифровых технологий.

В «Стратегии развития информационно-телекоммуникационных технологий в Министерстве обороны Российской Федерации», основным направлением развития системы связи Вооруженных Сил определено создание ее эшелонированной архитектуры с организацией наложенных сетей и внедрением передовых сетевых технологий. В 2009 году на объектах Министерства обороны начато выполнение работ по оснащению пунктов управления и узлов связи типовыми комплектами цифрового телекоммуникационного оборудования, средствами вычислительной техники и включение их в единую полносвязную ведомственную телекоммуникационную сеть. До 2015 года эти работы будут проведены на всех остальных объектах, включая военкоматы, госпитали, высшие военные учебные заведения.

Особая роль в этом отводится спутниковым системам связи. Для обеспечения Вооруженных Сил минимально необходимым спутниковым ресурсом в период 2010–2013 годов планируется вывести на орбиту новые космические аппараты Единой системы спутниковой связи второго этапа, а с 2015 по 2020 год – перспективные космические аппараты третьего этапа. Это позволит удовлетворить потребность Вооруженных Сил в услугах спутниковой связи с прямой ретрансляцией, а к 2015 году – в услугах помехозащищенной связи в режиме обработки сигнала на борту.

Следующей проблемой является ограниченный набор предоставляемых услуг, отсутствие единой системы защищенных каналов связи и несовершенство средств криптозащиты.

Для ее решения необходимо создать инфокоммуникационную систему, охватывающую информационно-вычислительной сетью все звенья управления. В настоящее время на объектах Министерства обороны развертывается система несекретного электронного документооборота. На закупку оборудования и программного обеспечения спланировано около 337,7 млн руб. Система к 2012 году должна иметь подсистемы: электронной цифровой подписи; разграничения доступа; автоматизированного контроля исполнения документов, не входящих в «персонифицированный контроль»; распознавания изображений текстовых документов; ведения иерархических схем классификации; а также архивную подсистему.

Таким образом, создается инфраструктура, позволяющая логически объединить пункты управления в единую ведомственную мультисервисную сеть, т. е. будет обеспечена связь каждого объекта с каждым по цифровым каналам от 2 мегабит в секунду и выше.

Важной технологической проблемой является недостаточность вычислительных ресурсов для создания, ведения и использования баз знаний в интересах поддержки управленческих решений.

К сожалению, из 100 суперкомпьютеров России, в интересах Вооруженных Сил в настоящее время ни один не используется. 11 лучших суперкомпьютеров, в том числе занимающий 12 место в рейтинге ТОП-500 суперкомпьютер Московского Государственного университета «Ломоносов», обеспечивают научные исследования и банковские операции.

В то же время из 100 суперкомпьютеров США, вошедших в ТОП-500, в интересах вооруженных сил работают 44, в том числе, занявший третье место, суперкомпьютер «Roadrunner» используется для обеспечения безопасности и боеготовности ядерного оружия вооруженных сил США. Кроме того планируется развернуть 18 вычислительных центров министерства обороны США, оснащенных современными суперкомпьютерами серии АТМ, для организации хранения файлов, обмена сообщениями электронной почты, доступа к ресурсам министерства обороны и сети Интернет.

С несовершенством технологий доступа к информационным ресурсам должностные лица сталкиваются каждодневно. Наглядным примером тому служит сопоставление возможностей сайта Министерства обороны Российской Федерации mil.ru и единого информационного web-портала министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO.

Сайт Министерства обороны Российской Федерации построен как сайт социальной сети и дает возможность гражданам России иметь информацию о повседневной деятельности Вооруженных Сил в основном социального характера.

Единый информационный web-портал министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO обеспечивает доступ в интерактивном режиме к информационным ресурсам и сервисам межвидового информационного обслуживания абонентов различных сетей связи, подключенных к вычислительным центрам министерства обороны[7].

Поэтому при формировании открытых сегментов мультисервисных сетей связи на пунктах управления необходимо, чтобы пользователь получал доступ к разрешенным ему информации и информационным ресурсам (без знания их местоположения) и умел производить автоматическое сканирование необходимой ему информации подобно поиску информации в Интернете[8].

В настоящее время АСУ различного уровня и предназначения не согласуются в полном объеме между собой по общему и специальному программному обеспечению, имеют различное информационно-лингвистическое обеспечение с разным интерфейсом, ориентированы на различные технические средства[9]. Устранение большинства из этих недостатков предусмотрено в рамках создания перспективной АСУ Вооруженных Сил, однако и эта работа не обеспечивает создание единой АСУ Вооруженных Сил, как системы поддержки принятия решений, функционирующей в едином информационном пространстве.

Наиболее емким клас­сом проблем в области формирования единого информационного пространства, которые до сих пор не решены в полном объеме, являются задачи информационного характера.


Так, одной из важнейших среди них можно отнести согласование классификаторов и спра­вочников, лежащих в основе информационного обеспечения АСУ военного назначения. В системе управления развитием ВВТ используется более 400 класси­фикаторов и справочников различного уровня, начиная с международных и всероссийских и заканчивая «внутренними» классификаторам конкретных организаций.

В интересах решения этой проблемы разработана единая система классификации и кодирования информации в Вооруженных Силах. Однако ее внедрение в настоящее время затруднено из-за отсутствия службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и информационных органов и подразделений во всех звеньях управления и механизма ведения соответствующих классификаторов.

С проблемой несогласованности понятийно-терминологической базы научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации столкнулся при разработке основополагающих уставных документов. Наличие большого количества различных словарей, содер­жащих часто противоречивые определения одних и тех же терминов, приводит к неоднозначности интерпретации и ошибочной трактовке понятий. Для решения этой проблемы необходимо разработать базовый электронный словарь военных терминов и определений, правила включения в него терминов, а также программные средства его ведения и использования[10].

Задачи по ведению такого словаря целесообразно возложить на одно из подразделений службы информационных ресурсов Вооруженных Сил. Для проверки обоснованности включения того или иного термина в словарь и проведения научной экспертизы понятийного аппарата в качестве экспертов могут привлекаться представители научно-исследовательских учреждений, ввузов, предприятий ОПК, а также научные редакторы военно-теоретического журнала «Военная Мысль».

Разная степень актуальности информационных ресурсов в различных звеньях управления не позволяет в полной мере обрабатывать информацию и распределять ее по степени важности. Для выхода из создавшегося положения в органах военного управления необходимо создавать информационный фонд, который в дальнейшем будет размещен в хранилища информации единого информационного пространства[11].

Многообразие и несвязанность форм документов, циркулирующих в АСУ приводит к тому, что при применении различного специального программного обеспечения не обеспечивается процесс формализации информации. Для решения этой проблемы необходимо создание унифицированной системы документации и внедрение ее в Министерстве обороны и на предприятиях ОПК[12].

Наряду с обозначенными проблемами и обоснованными направлениями их решения нельзя не сказать о перспективных направлениях развития единого информационного пространства, которые включают научно-исследовательское, организационное и технологическое (рис. 4)[13].

 

Рис. 4. Перспективные направления развития единого информационного пространства Вооруженных Сил

 

Таким образом, для развития теории и практики создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо:

Первое. Изменить организацию работы органов управления, оптимизировать процесс принятия решения и количество отрабатываемых документов. Это может быть достигнуто за счет расширения возможностей по управлению группировками войск (сил), единого представления об обстановке в органах управления различных уровней, согласованностью действий силовых министерств и ведомств в различных сферах применения вооружения и военной техники.

Второе. Основные усилия следует сосредоточить на разработке концептуальных основ применения Вооруженных Сил с учетом использования единого информационного пространства и их закреплении в уставах и наставлениях. Таким документом может быть Стратегия создания и развития единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Третье. Перейти к инфраструктурному подходу, с практикой опережающего создания систем, обеспечивающих предоставление необходимых унифицированных услуг максимально широкому кругу пользователей. К числу таких инфраструктур можно отнести: интегрированную транспортную сеть объединенной автоматизированной цифровой системы связи Вооруженных Сил; информационно-телекоммуникационную систему Вооруженных Сил; систему обеспечения инфраструктурной безопасности информации; единое информационное пространство Вооруженных Сил.

Четвертое. Интегрировать все информационные ресурсы в единую информационную инфраструктуру Вооруженных Сил, как основу систем управления войсками (силами) и оружием, объединяющую информационно-разведывательную, информационно-транспортную  и информационно-коммуникационную среды.

При создании единой информационной инфраструктуры необходимо предусмотреть реализацию функций высокоскоростного информационного обмена, глобальной разведки, координатометрии, навигации и управления перспективными боевыми системами.

Пятое. Определить направления разработки и внедрения комплексов программно-технических средств при совершенствовании технической основы системы управления Вооруженных Сил.

Основные усилия при этом могут быть сосредоточены на: разработке комплекса базовых информационных и телекоммуникационных технологий, а также технических средств, прикладных программных продуктов и информационного обеспечения для их реализации; обеспечение совместимости и взаимодействия информационных, вычислительных и коммуникационных ресурсов; разработке системы обеспечения информационного обмена различных структур Вооруженных Сил; разработке системы информационной безопасности единого информационного пространства на всех уровнях управления.

Шестое. Сформировать в составе Генерального штаба Вооруженных Сил Центр перспективных исследований в области информационных технологий и их применения в развитии и строительстве средств вооруженной борьбы.

В данной статье лишь обозначены проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил и показаны отдельные подходы их решения. Хочется надеяться, что более детально пути решения указанных проблем могут быть рассмотрены и уточнены в ходе творческой дискуссии в первую очередь на страницах журнала «Военная Мысль».



[1] Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 16 декабря 2004 г.

[2] Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050 – стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С.191-195.

[3] Паршин С.А., Горбачев Ю.Е., Кожанов Ю.А. Современные тенденции развития теории и практики управления в вооруженных силах США. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 209-229.

[4] Баранюк В.В. Основные направления создания единого информационного пространства ВС РФ. – Военная Мысль, 2004. – №11. – С. 32, 33.

[5] Мейчик Е.Р. Перспективы развития системы и войск связи в условиях перехода Вооруженных Сил к новому облику // Российское военное обозрение №5, 2009. – С. 18-20.

[6] Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономические аспекты формирования региональной инфраструктуры двойного назначения // Вооружение и экономика, №1 (1), 2008, 46 ЦНИИ МО РФ. – C.82.

[7] Паршин С.А., Горбачев Ю.Е., Кожанов Ю.А. Современные тенденции развития теории и практики управления в вооруженных силах США. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 218.

[8] Карпов Е.А., Буренин Н.И., Зюзин Н.А. Единое информационное пространство: проблемы создания. – Военная Мысль, 2004. – №8. – С. 47, 48.

[9] Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 43-45.

[10] Голубев Ю.Н., Каргин В.Н. Информационные технологии в управлении войсками. – Военная Мысль, 2005. – №6. – С. 50, 51.

[11] Чумичкин А.А. Обоснование путей создания эталонной модели данных единого информационного пространства ВС РФ // Вооружение и экономика, №1 (5), 2009, 46 ЦНИИ МО РФ. – С. 39.

[12] Буренок В.М. Выйти из информационного вакуума. // Воздушно-космическая оборона. Информационно-аналитическое издание. – М.: ООО «Издательский дом «ВПК-Медиа», №2 (39), 2008. – С. 12-17.

[13] Баранюк В.В. Основные направления создания единого информационного пространства ВС РФ. – Военная Мысль, 2004. – №11. – С. 29, 30.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 83 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наши партнеры