АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Фотогалерея

Актуально

Новости

Архив новостей

Вестник АВН № 1 за 2024 год

Вестник АВН № 1 за 2024 год

      Поступил в типографию первый номер журнала "Вестник АВН" за 2024 год. В скором...

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

«Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

5 и 6 марта в Москве в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошла IХ...

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

22-27 декабря для решения насущных вопросов деятельности Академии было проведено заседание...

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  Юнармейскому отряду школы N51 г. Рязани присвоено имя Героя Советского Союза Альберта...

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти воинов-интернационалистов

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, был посвящен «Урок...

Собрание отделения

Собрание отделения "Оборонного строительства"

8 февраля, в канун Дня российской науки, в московском здании Военной академии РВСН имени Петра...

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерациидоктору педагогических наук,...

О совещании членов президиума академии

О совещании членов президиума академии

25 января состоялось совещание членов Президиума Академии, на котором обсуждались актуальные...

Лауреат премии имени М.А. Гареева

Лауреат премии имени М.А. Гареева

  Действительный член  Академии военных наук генерал-лейтенант Лата Василий Филиппович за...

В альма-матер крылатой пехоты

В альма-матер крылатой пехоты

По сообщению руководителя Рязанского регионального отделения К.К.Костина, 16 января Председатель...

  • Вестник АВН № 1 за 2024 год

    Вестник АВН № 1 за 2024 год

  • «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

    «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие»

  • Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

    Состоялось рсширенное заседание членов Президиума

  • Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

    Памяти первого руководителя Рязанского отделения АВН

  • Памяти воинов-интернационалистов

    Памяти воинов-интернационалистов

  • Собрание отделения

    Собрание отделения "Оборонного строительства"

  • Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

    Полковнику Л.В. МАРДАХАЕВУ 80 лет

  • О совещании членов президиума академии

    О совещании членов президиума академии

  • Лауреат премии имени М.А. Гареева

    Лауреат премии имени М.А. Гареева

  • В альма-матер крылатой пехоты

    В альма-матер крылатой пехоты

В.К. КОПЫТКО

В.Н.ШЕПТУРА

В современных условиях роль системы связи при управлении группировками войск (сил) на театре военных действий (ГВ(С) на ТВД) существенно возрастает. Этот тезис сегодня приобретает особую значимость, так как именно система связи, выполняя задачи обеспечения информационного обмена в системе управления, должна быстро реагировать на изменения обстановки, динамично изменять свою структуру, совершенствовать способы построения и режимы работы.

 

Достигнуть этого возможно только путем создания эффективной системы управления ГВ(С) на ТВД, функционирующей в едином информационном пространстве (ЕИП), способной в реальном масштабе времени обрабатывать информацию, вырабатывать информационные воздействия и доводить приказы и команды до боевых платформ.

На наш взгляд, совершенствование системы управления ГВ(С) на ТВД должно осуществляться с применением инновационных подходов, основанных на: внедрении сетецентрического принципа управления войсками (силами); построении технической основы системы управления, базирующейся на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий; перевооружении войск техникой связи, построенной на цифровых способах обработки информации; оптимизации состава, структуры органов управления и выработке оптимальных алгоритмов их работы; построении распределенных (виртуальных) пунктов управления; внедрении современных информационных технологий поддержки принятия решений; выработке новых принципов организации управления и связи; определении путей сокращения цикла управления войсками.

Кроме того, этот процесс должен осуществляться по единой методологии в соответствии с концептуальными взглядами на развитие системы управления Вооруженных Сил. Причем все составляющие инновационного развития системы управления ГВ(С) на ТВД основываются или используют в той или иной степени информационно-телекоммуникационные ресурсы стратегического объединения.

Опыт ведения военных действий вооруженными силами США и НАТО в Ираке, Югославии и Афганистане, проводимая в армиях ведущих зарубежных государств работа по формированию единого информационно-коммуникационного пространства, показывают, что в телекоммуникационных системах военного назначения осуществляется переход на новые принципы организации обмена информацией. В качест­ве важного условия их реализации военными специалистами рассматривается внедрение трансформируемой ар­хитектуры систем связи вооруженных формирований[1].

Главными отличиями данной архитектуры от существующей является использо­вание систем высокого уровня интеграции на основе принципов построения сети Ин­тернет, а также сопряжение различных радиоэлектронных систем, которые обеспечат своевременное доведение информации до потребителей, минуя промежуточные звенья[2].

Использование новых принципов построения систем связи направлено на создание объединенных сетей обмена всеми видами информации в интересах ведения разведки, огневого поражения и материально-технического обеспечения на ТВД. При этом одним из главных тре­бований является обеспечение непрерывной, высокоскоростной связи с объектами, на­ходящимися в движении.

Принципы, закладываемые в построение зарубежных инновационных систем военной связи, должны изучаться, анализироваться и использоваться при построении перспективной системы связи ГВ(С) на ТВД. На это обратил внимание Президент России на совещании с руководством Министерства обороны по вопросам развития систем связи Вооружённых Сил 21 мая 2010 года: «Модернизируя системы связи, необходимо применять самые эффективные технологии, в том числе зарубежные, использовать средства двойного назначения, а в тех случаях, когда это возможно, и гражданского назначения: IP-телефонию, видеоконференцсвязь, электронный документооборот»[3].

Система связи является важнейшим элементом технической основы системы управления и в первую очередь требует внедрения инновационных подходов, базирующихся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и оснащении войск современными и перспективными средствами связи.

Инновационность системы связи неразрывно связана с технической составляющей инновационных Вооруженных Сил и может быть определена следующими признаками[4]:

интенсивная сменяемость поколений техники связи и автоматизации, быстрое внедрение принципиально новых, нетрадиционных технологий в образцы средств связи;

опережение любой армии мира в комплексах технических средств связи на поколение;

нахождение в войсках не более двух поколений однотипных комплексов технических средств связи (одно – предыдущее, второе – заменяющее его);

разработка новых перспективных способов организации связи и построения системы связи, боевого применения соединений и воинских частей связи, интенсивное создание их технического базиса и т.п.

Система связи ГВ(С) на ТВД, отвечающая этим требованиям, на наш взгляд, будет в техническом аспекте полностью инновационной и обеспечит успешное решение задач в операциях. Однако реализация этих подходов является очень дорогой и под силу только экономически развитым странам.

Проанализируем систему связи военного округа (ГВ(С) на ТВД) по указанным признакам для определения путей ее дальнейшего развития.

В настоящее время смена поколений техники связи, стоящей на обеспечении войск военного округа, происходит только на тактическом уровне – комплектно или в единичном  порядке. Внедрение принципиально новых, нетрадиционных технологий в образцы средств связи производится только на предприятиях промышленности в ходе проводимых экспериментов и изысканий, а в серийное производство не идет.

Несмотря на то, что отечественные перспективные средства и комплексы связи по своим характеристикам не уступают аналогичным комплексам технических средств армий ведущих стран мира, тем не менее, в войсках их доля составляет менее 6%, а минимальные закупки приводят к тому, что обеспечение техникой связи затягивается на десятилетия.

В настоящее время в войсках военного округа используется в основном аналоговая техника связи 60–70-х годов прошлого века, в том числе радиосредства 3–5 поколений. Отставание от армий ведущих зарубежных государств в обеспечении  войск современными и перспективными комплексами технических средств связи и автоматизации составляет до 3 поколений. Это в первую очередь вызвано отставанием Российской Федерации от технологически развитых стран в области разработки перспективных средств телекоммуникаций, компьютерных технологий и автоматизированном управлении более чем на 10 лет, что, по оценкам экспертов, является серьезной угрозой обороноспособности государства[5].

Кроме того, имеется существенное отставание по темпам и уровню развития технологической основы системы связи Вооруженных Сил от сети связи общего пользования единой сети электросвязи (ЕСЭ) России.

Работы по замене до 2012 года устаревшего аналогового оборудования цифровым и построению современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (в 2010 году комплексное оснащение проведено на 259 объектах Вооружённых Сил)[6], проводимые по поручению Президента России, в основном направлены на решение задач повседневной жизнедеятельности войск и не снимают проблемы обеспечения управления ГВ(С) на ТВД при подготовке и ведении военных действий.

Внедрение перспективных способов организации связи и построения полевых систем связи ведется крайне медленно. Результаты научно-исследовательских работ в области военной связи зачастую не находят практической реализации, а  внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий в построение сетей связи и перспективных систем связи растягивается на десятилетия.

Переход на модульный принцип построения полевых узлов связи, создание перспективных виртуальных полевых пунктов управления объединений требуют разработки новых способов обеспечения связи, развития теории и практики боевого применения соединений и воинских частей связи, создания перспективных базовых комплексов технических средств связи.

Организационно-штатная структура сформированных в военных округах и общевойсковых армиях отдельных бригад управления до конца не определена, так как меняется система пунктов управления объединений. В связи с этим тактика боевого применения соединений и воинских частей связи, особенно узловых и линейных, нуждается в пересмотре и дальнейшем развитии. Это подтверждается тем, что в Вооруженных Силах отсутствуют нормативные требования по развертыванию узлов и линий связи перспективной системы связи объединений различных звеньев управления в новой организационной структуре соединений и воинских частей связи, а Сборник единых нормативов для войск связи Вооруженных Сил СССР (узлы и линии связи) 1984 года устарел.

Обеспечение войск поставочным комплектом средств связи не может решить проблемы обеспечения связи, так как не несет в себе кардинальных изменений в построении полевых системы связи (узлов связи пунктов управления).

Таким образом, в современных условиях система связи военного округа (ГВ(С) на ТВД) инновационной не является.

На наш взгляд, формирование механизмов, необходимых для реализации инновационной политики в области военной связи, должно вестись Министерством обороны во взаимодействии с Министерством связи и массовых коммуникаций.

Ведущая роль в обосновании стратегии инновационного развития систем связи различных звеньев управления должна отводиться Департаменту развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны и Главному управлению Связи Вооруженных Сил. Кроме того, для формирования инновационной политики в военной сфере и координации усилий по инновационному развитию военной организации государства назрела потребность в формировании Центра перспективных исследований в области инфотелекоммуникационных технологий и их применения в развитии и строительстве средств вооруженной борьбы.

Поскольку особенностью перехода к инновационному развитию системы связи Вооруженных Сил является необходимость одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития, целесообразно выработать стратегические взгляды на решение этой проблемы[7].

Трансформацию инновационной составляющей стратегических взглядов Министерства обороны и Генерального штаба на развитие системы связи Вооруженных Сил предлагается осуществлять путем:

сопоставления соответствующих параметров и характеристик текущего и перспективного состояния систем связи различных звеньев управления и разрыва между ними с применением современных технологий анализа;

определения основных направлений инновационного развития телекоммуникационных систем различных звеньев управления для решения проблем организации связи и реализации требований системы управления к системе связи по боевой готовности, пропускной способности, разведывательной защищенности, устойчивости, управляемости и доступности;

постановки инновационных целей, реализация которых позволит обеспечить:

а) соответствие систем связи предъявляемым к ним требованиям системой управления с преодолением существующего технологического отставания от армий ведущих зарубежных стран и сетей связи общего пользования ЕСЭ России;

б) соответствие прогнозируемым требованиям развития информационных и телекоммуникационных технологий, технологический прорыв и формирование ЕИП Вооруженных Сил[8].

В качестве механизмов реализации целей предлагается рассматривать: единое руководство развитием системы связи Вооруженных Сил Министром обороны; инновационные проекты (комплексные программы развития системы связи Вооруженных Сил и ее элементов, в том числе систем связи военных округов, планы строительства и развития системы и войск связи Вооруженных Сил), мероприятия которых предусмотрены в Государственной программе вооружения и Государственных оборонных заказах; освоение и применение современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществить построение перспективной системы связи Вооруженных Сил (ГВ(С) на ТВД), являющихся результатом выполнения НИОКР.

Реализация инновационных изменений, необходимых для достижения инновационных целей, предполагает определение конкретных технологий, идентификацию, сравнение, отбор наиболее эффективных вариантов достижения целей с учетом различных вариантов развития военно-политической обстановки и экономических затрат[9]. Причем набор инновационных проектов должен быть скоординирован во времени с Концепцией развития системы связи Вооруженных Сил РФ до 2020 года с учетом рисков (прогнозируемого всестороннего воздействия противника), выгод и затрат для достижения инновационных целей в рамках выделенного ресурса в Государственной программе вооружения.

Для обеспечения войск (сил) качественной и надежной цифровой связью вплоть до отдельного военнослужащего, вооружения и военной техники, развития инновационной системы связи Вооруженных Сил, в том числе системы связи ГВ(С) на ТВД, органам военного управления связью, совместно с научными организациями и предприятиями промышленности необходимо:

создать нормативно-техническое, нормативно-правовое, методическое и технологическое обеспечение инновационной деятельности в области военной связи, в том числе в сфере внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий и повышения эффективности функционирования систем связи;

развить инновационную информационную инфраструктуру Вооруженных Сил, в том числе в зоне ответственности ГВ(С) на ТВД;

создать систему управления инновационной деятельностью в области военной связи, с обеспечением безопасности связи и информации;

совершенствовать информационное обеспечение инновационной системы в области военной связи.

Основой для доведения инноваций в области военной связи до войск и их практической реализации, могут быть:

создание условий для проведения НИОКР, направленных на разработку инноваций в области военной связи;

проведение инновационного аудита, направленного на выявление потребностей органов военного управления в видах и услугах связи, проверку готовности системы и войск связи к внедрению инноваций, определение инструментов доведения инноваций до отдельного военнослужащего и боевой платформы;

создание института инновационных военных менеджеров и подготовка кадров по этому направлению в вузах Министерства обороны в системе дополнительного профессионального образования;

совершенствование системы нормативно-технической документации и стандартов в области военной связи и автоматизации, в том числе с использованием международного опыта;

проведение анализа, мониторинга и оценки инновационной активности научных организаций и предприятий промышленности в области военной связи;

создание технологических платформ (опытных районов, полигонов связи) с привлечением Российской академии наук, институтов отраслевой науки Министерства связи и массовых коммуникаций и предприятий промышленности.

Новые принципы, закладываемые в основу управления войсками (силами) в стратегическом звене, требуют существенного повышения устойчивости, разведывательной защищенности и мобильности элементов системы связи, а также ее реконфигурационной способности. Как следствие, основу создаваемой перспективной полевой системы связи должна составить распределенная и равнодоступная для всех абонентов транспортная сеть связи, являющаяся сетью связи общего пользования ГВ(С) на ТВД в зоне ответственности. Это позволит освободиться от  громоздких и слабо защищенных от радиоэлектронного воздействия противника опорных узлов связи. Они должны быть заменены на узлы доступа и автоматические коммутационные центры (АКЦ), позволяющие инвариантно менять конфигурацию сети связи общего пользования в зависимости от обстановки и обеспечивающие доступ абонентов к ресурсу системы связи и услугам связи ЕСЭ России[10].

На современном этапе развития и уровня внедрения информационных и телекоммуникационных технологий инновационность системы связи ГВ(С) на ТВД в основном будет определяться:

интеграцией транспортной сети связи группировки войск (сил) на ТВД в сеть связи общего пользования ЕСЭ России;

модульным построением узлов связи полевых пунктов управления различных уровней, структура которых состоит из одинаковых функциональных элементов;

построением распределенной и эшелонированной полевой транспортной сети связи, равнодоступной для предоставления ресурса абонентам;

переходом на единые инфокоммуникационные службы и предоставляемые ими услуги, что позволит обеспечить функциональную интеграцию по оборудованию (переход от видов связи к службам и услугам), сократить в 3–4 раза типаж аппаратуры и уменьшить количество комплексных аппаратных связи на узлах связи пунктов управления;

организацией высокоскоростного радиодоступа и объектовых сетей, использующих высокоскоростные  средства широкополосного доступа, что повысит помехозащищенность и разведзащищенность системы связи.

В дальнейшем, по мере реализации инновационных проектов, разработки и оснащением войск перспективными, помехоустойчивыми, разведзащищенными цифровыми комплексами связи развитие системы связи ГВ(С) ТВД должно быть направлено на создание сетевой архитектуры и переход к принципу построения сетевой инфраструктуры[11].

Инфраструктурный принцип построения системы связи предполагает развертывание транспортной сети связи многоуровневой эшелонированной (в космосе, в воздухе, на море и земле) структуры и формирование ЕИП в зоне ответственности ГВ(С) на ТВД.

Такой принцип построения системы связи позволит создать условия для оперативного развертывания информаци­онно-управляемой сети стратегического объединения, обладающей высокой пропускной способностью, устойчивостью, доступностью и разведывательной защищенностью. Система связи сможет трансформироваться с учетом решаемых оперативных задач при сохранении качества предоставляемых видов и услуг и непрерывности управления ГВ(С) на ТВД за счет использования отдельных ее элементов в зависимости от складывающейся обстановки.

Основными компонентами сетевой инфраструктуры полевой системы связи ГВ(С) на ТВД будут являться: транспортная сеть и сети доступа; система управления сетью; система обеспечения безопасности информации; абонентские службы и пользовательские интерфейсы.

Особенностями перспективной полевой системы связи являются: высокая мобильность узлов связи и повышенные возможности осуществления связи в движении (в том числе и широкополосной с высокой скоростью передачи данных). Пункты управления ОСК получат возможность осуществлять обмен засекреченной информацией (телефонной, передачи данных, видео) по каналам радиосвязи, в том числе и в движении.

Целью развития инновационной системы связи на долгосрочную перспективу является создание взаимоувязанной сетевой инфраструктуры ГВ(С) на ТВД, отвечающей требованиям по своевременности, достоверности и безопасности связи.

Основные направления развития системы связи ГВ(С) на ТВД на долгосрочную перспективу представлены на рисунке.

 

Рисунок. Основные направления развития системы связи группировки войск (сил) на ТВД

на долгосрочную перспективу

 

Их реализация и безусловное выполнение задач связи при подготовке и в ходе военных действий требует, чтобы соединения и воинские части связи содержались в категории постоянной готовности, и обеспечивалась опережающая готовность системы связи по отношению к готовности органов управления и войск. Кроме того, войска связи должны быть способны в любое время и в различных условиях обстановки выполнять задачи по обеспечению связи в интересах управления войсками (силами) без доукомплектования личным составом и техникой в условиях интенсивного ведения РЭБ и воздействия различных видов оружия противника, опасных факторов техногенного и природного характера и помех всех видов.

Для развертывания инвариантной системы связи соединения и воинские части связи должны быть высокомобильными, способными в установленные сроки выполнять задачи в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

Узловые соединения и воинские части связи в своей организационной структуре должны иметь комплексы технических средств, обеспечивающих предоставление должностным лицам пунктов управления современных телекоммуникационных услуг, доступ к ресурсам сети связи общего пользования для обмена информацией как на месте, так и в движении.

Задачи, состав, организационная структура соединений и воинских частей связи должна изменяться в соответствии с изменениями структуры системы управления и задачами связи, решаемыми при подготовке и ведении военных действий.

В составе соединений и воинских частей связи в перспективе должны появиться воинские части и подразделения, выполняющие задачи по развертыванию элементов перспективной системы связи и обеспечению связи в ЕИП на ТВД (таблица).

Таблица - Состав и предназначение перспективных воинских формирований связи

Таким образом, развитие и применение информационных и телекоммуникационных технологий в долгосрочной  перспективе коренным образом изменит структуру и принципы построения системы связи ГВ(С) на ТВД и потребует перестроения организационных структур соединений и воинских частей связи. Эти процессы будут направлены в первую очередь на обеспечение управления ГВ(С) на ТВД при подготовке и ведении военных действий в едином информационном пространстве.

Реализация инновационных подходов в построении систем связи позволит уже в ближайшее время подойти к решению проблемы создания единого информационного пространства



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Донсков Ю.Е., Ботнев А.К. Системы связи и передачи данных армии США: состояние и перспективы развития. – Военная Мысль, 2005. – №7. – С. 42-48.

[2] Паршин С.А., Горбачев Ю.Е., Кожанов Ю.А. Современные тенденции развития теории и практики управления в вооруженных силах США. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 209-229.

[3] Гаравский А. Связь решает все // Красная звезда,  22 мая 2010 г. Совещание по вопросам развития систем связи Вооружённых Сил. – Сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/transcripts/7813.

[4] Буренок. В.М. К инновационной армии. – Воздушно-космическая оборона, 2009. – №3. – С. 16-25.

[5] Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050 – стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С. 191-195.

[6] Тезисы доклада Министра обороны Российской Федерации на коллегии Министерства обороны 18 марта 2011 года. – Сайт Министерства обороны Российской Федерации: http://www.mil.ru.

[7] Кондратьев А.Е. Сетецентрический фронт. Боевые действия в едином информационном пространстве. – Национальная оборона, 2011. – №2. – С. 10-18.

[8] Кобец Б., Шишкова Т. Риск по плану. – ТЭК. Стратегия развития, 2010. – №2. – С. 31-32.

[9] Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М.: «Сов. радио», 1974. – 280 с.

[10] Мейчик Е.Р. Перспективы развития войск связи в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2009. – М.: Компания «Информмост», 2009. – С. 13-15.

[11] Малюков В.А. От аналога к цифре // Красная звезда, 28 октября 2010 г.

Авторизация

Если вы хотите стать зарегистрированным пользователем, обратитесь к администратору на почту adm@avnrf.ru.

Научный форум

Нет сообщений для показа

Видеоматериалы АВН

Кто на сайте

Сейчас 38 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Наши партнеры