АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cтруктура АВН

Научные публикации

Кто на сайте

Сейчас 127 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

К 70-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

ОСНОВНЫЕ УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первый заместитель Министра внутренних дел –

главнокомандующий внутренними войсками МВД России

генерал-полковник В.В. Золотов

9 мая 2015 г. в Российской Федерации, в большинстве республик бывшего СССР, в странах – союзниках нашего государства отмечался знаменательный праздник – 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая стала главным содержанием Второй мировой войны. Войны, в которой наша страна, несмотря на огромные потери, не только смогла разгромить агрессора, но и освободить от фашизма народы Европы, а в последующем сыграть важную роль в победе над Японией, ускорив тем самым победоносное завершение Второй мировой войны 2 сентября 1945 г.

Вторая мировая война по своим масштабам, людским потерям и материальному ущербу не имеет аналогов в мировой истории. В войну было вовлечено 61 государство с общим населением около 1,7 млрд человек. 110 млн из них приняли непосредственное участие в военных действиях. Ожесточенное противоборство протекало во всех сферах человеческой жизнедеятельности: от военных действий до духовной, экономической, политической, дипломатической и информационно-пропагандистской борьбы. Война предъявила предельно жесткие требования к самим основам государственности воюющих держав, жизнестойкости их народов и в конечном итоге к их праву на существование.

Сражения Второй мировой войны развернулись на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана, от Гренландии до Африки. С наибольшим ожесточением она велась с 22 июня 1941 г., когда главным театром военных действий стала территория Советского Союза. Именно здесь, под Москвой, Сталинградом и Курском, решалось будущее не только советского народа, но и всего человечества.

Свыше 26,6 млн советских людей[1] отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины и мира. Всего в годы войны на захваченных оккупантами советских территориях были преднамеренно истреблены более 7,42 млн человек гражданского населения, в том числе 216 431 ребенок[2], погибли на принудительных работах в Германии свыше 2,164 млн, умерли от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и прочее) 4,1 млн человек. А всего безвозвратные потери гражданского населения на оккупированной территории СССР составили 13 684 448 человек[3], из них на территории РСФСР – 1,8 млн, Украины – 3,256 млн, Белоруссии – 1,547 млн, Литвы – 370 тыс., Латвии – 313,8 тыс., Эстонии – 61 307, Молдавии – 64 246, Карелии – более 8 тыс. человек[4].

Никогда прежде в своей истории наша страна не несла таких огромных потерь. При этом следует отметить, что другие ведущие участники антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны потеряли: США – 418 тыс., Великобритания – 450 тыс., Франция – 600 тыс. человек (для США и Великобритании это были в основном потери среди военнослужащих). Лишь потери Китая, составившие 20 млн. человек, сопоставимы с утратами Советского Союза. Масштабы понесенных потерь свидетельствуют об огромной тяжести борьбы, которую в годы войны пришлось вынести народам Советского Союза. Это было обусловлено тем, что Великая Отечественная война стала не просто важной составляющей Второй мировой войны, но и определила ее основное содержание.

Казалось бы, что ни у кого в мире не должна была вызывать сомнения решающая роль нашей Родины в победе над нацистской Германией и милитаристской Японией. Однако уже в 1945 г. наметился резкий поворот в международных отношениях, прямо связанный с итогами войны.

Нет необходимости говорить о причинах холодной войны, о них уже сказано и написано немало. Фактически холодная война против нашей страны была начата союзниками по антигитлеровской коалиции в лице США и Великобритании еще в ходе Второй мировой войны. А в октябре 1945 г. США приняли секретную директиву, в которой Советский Союз официально был назван противником.

Уже во время Второй мировой войны американские идеологи работали над обоснованием вывода о том, что главной выигравшей стороной в этой войне являются США. Американская экономика благодаря войне вышла из многолетнего экономического кризиса. Для закрепления этого «выигрыша» был провозглашен тезис об особой роли США в мире, выдвинутый еще в XVII веке и сформулированный как политическая цель еще до окончания Второй мировой войны президентом США Т. Рузвельтом – создание решающего перевеса силы США на международной арене для установления «американского мира» в масштабах все планеты.

В этом преемственность геополитики США: стратегические установки на разрушение советской России, сформулированные в 1918 – 1919 гг. администрацией президента США В. Вильсона, становятся основой внешней политики США после окончания Второй мировой войны.

Сегодня мы стали очевидцами того, что в канун 70-летия завершения Второй мировой войны военная история России подвергается многочисленным нападкам со стороны недобросовестных историков вплоть до прямых фальсификаций, как из-за рубежа, так и внутри страны. Развернута очередная хорошо подготовленная кампания по пересмотру причин и итогов Второй мировой войны, целью которой является обоснование необходимости смены политического переустройства современного мира, сформированного по ее окончании.

Уроки Второй мировой войны отражают историческую неизбежность победы над фашизмом как свершившегося действия, факта. Победа – неотъемлемое звено прошлого, настоящего и будущего. Без этой великой Победы история человечества могла быть и совершенно иной.

В этой связи никому нельзя забывать об уроках этой войны, чтобы никогда не повторилось ничего подобного, а с учетом новых средств вооруженной борьбы и с более катастрофическими последствиями для человечества.

При этом, главный вывод, который мы должны сделать для себя, – это то, что Российская Федерация в силу своего геополитического положения, наличия природных и иных богатств продолжает оставаться целью для самых различных агрессоров. Только ее способность дать быстрый и сокрушительный ответ любому агрессору является гарантией нашей независимости, а по большому счету, и самого существования.

Вся многовековая история России свидетельствует об этом. Россия, сформировавшаяся в своих естественных геополитических границах – от Балтийского и Черного морей до Тихого океана, никогда не становилась инициатором агрессии, а проводила миролюбивый курс на взаимовыгодное сотрудничество и бесконфликтное проживание со своими соседями.

В своей тысячелетней истории России пришлось вести много войн, отстаивая границы государства. Только в период до татаро-монгольского нашествия Русь отражала военные вторжения на свои земли в среднем каждые четыре года. В ХIV–ХIХ вв. Российское государство воевало около 330 лет. Примерное число лишь крупных войн составляет более двухсот. Но ни одна война, в которой участвовала Россия, не сравнится по масштабам  и последствиям со Второй мировой войной.

Важнейшим историческим уроком Второй мировой войны является необходимость консолидации усилий всех государств в борьбе с общими угрозами.

Вторая мировая война убедительно доказала это. Она стала примером согласованных действий различных социально-политических сил в борьбе с общей опасностью – фашизмом. Разрешение противоречия между демократией и реакцией (фашизмом) нашло выражение в уникальном политическом механизме Второй мировой войны – антигитлеровской коалиции.

В основу создания и функционирования антигитлеровской коалиции были положены принципы суверенности и равенства стран и народов в выборе форм правления, сотрудничества в интересах экономического развития, устройства мира основанного на ненасилии. Тем самым, уже на пути к победе над фашизмом возникло начало нового понимания истории, нового образа действий государств, независимо от их общественного строя.

Это результат реалистического подхода к решению сложных вопросов не только ведения войны, а и ее завершения и самое главное послевоенного устройства мира. Результат, нацеленный на долговременное сотрудничество великих держав, взявших на себя ответственность за уничтожение фашизма и послевоенное сохранение мира.

Трудно кому-либо отрицать, что факт создания антигитлеровской коалиции стал одним из крупнейших, знаковых событий прошедшего столетия. Мир увидел, что разные страны и народы при всех имеющихся цивилизационных различиях и противоречиях, всем многообразии и сложности национальных устремлений способны объединиться для противодействия глобальному злу во имя будущего. Совместная борьба с фашизмом непосредственно способствовала созданию принципиально новых условий для решения международных вопросов.

Другим не менее важным уроком Второй мировой войны является неизбежность исторического возмездия для любого агрессора. Возмездие, настигшее фашистско-милитаристских агрессоров, потому и является историческим, что оно было направлено против такой реакционной силы, которая не только препятствовала свободной и демократической жизни народов и государств, но и угрожала им физическим уничтожением. Это закономерный итог победы Советского Союза и других стран антигитлеровской коалиции  во Второй мировой войне. Вот почему так актуально звучали во время войны и звучат сегодня слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет!».

Важным слагаемым исторического возмездия стало наказание военных преступников. Впервые в истории народы, одержавшие победу во Второй мировой войне, привлекли к уголовной ответственности и заставили понести справедливое наказание инициаторов ее развязывания. Неотвратимость расплаты за причиненное зло, основанное на международном праве, стала одним из сильнейших общественно-политических воспитательных факторов международного значения. Нюрнбергский и Токийский процессы явились судом народов, судом истории над виновниками Второй мировой войны и агрессии против СССР и других стран, судом над международной реакцией и победой идеалов справедливости, торжеством добра над злом.

В приговоре Нюрнбергского международного военного трибунала сказано: «Война – зло. Ее последствия не ограничены одними только воюющими сторонами, но и затрагивают весь мир. Поэтому развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера, оно является тягчайшим международным преступлением»[5].

Главные виновники преступлений фашизма понесли заслуженное наказание. 30 сентября 1946 г., после многомесячных заседаний, изучения тысяч документов, заслушивания сотен свидетелей, Нюрнбергский международный военный трибунал, состоящий из представителей Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, огласил свой приговор. К смертной казни через повешение были приговорены: Г. Геринг, И. фон Риббентроп, В. Кейтель,      Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, В. Фрик, Г. Франк, Ю. Штрейхер,              Ф. Заукель, А. Йодль, А. Зейсс-Инкварт и М. Борман (заочно). В ночь на       16 октября 1946 г. приговор был приведен в исполнение.

К пожизненному заключению осудили Р. Гесса, Э. Редера и В. Функа.

А. Шпеер, Б. фон Ширах, К. фон Нейрат, К. Дёниц получили длительные – от 10 до 20 лет – сроки лишения свободы. Возмездие свершилось.

Нюрнбергский трибунал не просто осудил главных нацистских преступников, виновных в чудовищных преступлениях против мира и человечности. В его решениях была зафиксирована преступная природа агрессии, дано правовое определение преступлений против мира и человечности, военных преступлений, а также установлено, что субъектами ответственности за их совершение могут быть не только физические, но и юридические лица, государства. Национал-социалистическая партия, СД, СС, СА и гестапо были признаны преступными организациями.

В тоже время трибунал не объявил преступными ни фашизм, ни даже нацистскую партию в целом. Формально причины этого лежали в юридической плоскости. Тем не менее, в освобожденном послевоенном мире никто не сомневался в том, что фашизм несовместим ни с нормами морали, ни с нормами права, а денацификация стала не только волей победителей, но и желанием побежденных.

Одним из важнейших уроков Второй мировой войны является необходимость закрепления результатов победы в ней. Закрепление победы создавало условия, прежде всего как для восстановления пострадавшей в ходе войны нашей страны, так и для развития общедемократических процессов в других странах, реализации новых возможностей в решении проблем войны и мира.

С 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско (США) по инициативе СССР, Китая, Великобритании и США была созвана международная конференция. В ней участвовали 50 государств, которые учредили Организацию Объединенных Наций, обсудили и приняли Устав ООН как главный и универсальный инструмент регулирования международных отношений.

Общая победа СССР и стран, участвовавших в войне против нацистской Германии и милитаристской Японии, стала необходимым условием создания Организации Объединенных Наций, призванной, как сказано в ее уставе, «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе».

Сегодня Россия последовательно отстаивает в ООН недопустимость искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны, практически ежегодно инициируя принятие резолюции против героизации нацизма и реваншистских тенденций в мире.

Закрепление победы получило выражение в заключении мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией, в решении проблемы денацификации Германии  и т.д. В середине 1970-х гг. произошло смягчение международной обстановки, усилилось сотрудничество между европейскими государствами независимо от их социального строя, появились признаки создания системы коллективной безопасности в Европе.

В августе 1975 г. на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 33 европейских государства, США и Канада подписали Заключительный акт. Он содержал в себе признание сложившихся в итоге победы над фашизмом и послевоенного развития территориальных границ, необходимости мирного урегулирования споров, принципа создания надежной основы для исключения агрессии из международных отношений.

Это важное историческое событие в конце 1970-х – начале 1980-х гг. получило дальнейшее развитие в связи с обострением международной обстановки, когда угроза ядерной войны стала особенно ощутимой.

Принято решение о сокращении в Европе обычных средств ведения войны, в первую очередь наступательного оружия, об ограничении численности личного состава вооруженных сил европейских стран. Это и некоторые другие факторы стимулировали позитивные перемены в международных отношениях в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

Между тем события в мире в начале XXI в. показали, что военная сила продолжает играть определяющую роль в международных отношениях. Решению спорных вопросов и обеспечения безопасности политическими и другими не военно-силовыми средствами противостоит стремление США и НАТО получить право на диктат силы. Механизм разрешения международных конфликтов, сложившийся после окончания Второй мировой войны, ими, по сути, игнорируется. Активно используются коалиционные силы государств – участников НАТО, для установления, так называемого нового мирового порядка, о котором США публично заявили в 1991 г. В то же время, внутри государств через международные некоммерческие организации поддерживается создание «несистемных» оппозиций, которые подрывают решимость политического руководства к сопротивлению.

Об этом свидетельствуют многочисленные локальные вооруженные конфликты в мире. Их количество не только не уменьшилось, но, напротив, увеличилось. Одновременно мировому сообществу, по сути, брошен вызов со стороны международных террористических и других организаций, опирающихся на мощную военную силу.

Отсюда следует, что наиболее сложными проблемами нашего времени являются не только угроза ядерной войны и борьба с международным терроризмом, но и коллективное урегулирование и недопущение локальных вооруженных конфликтов, гонки вооружений, применения военной силы там, где противоречия и спорные вопросы могут разрешаться политическими и иными ненасильственными средствами. Теперь и безопасность государств не является функцией только военной силы. Наступило время, когда межгосударственные отношения, отношения между народами должны быть подчинены политике сохранения мира, решительного отказа от угрозы применения силы. Мировая политика должна основываться на широкой демократизации и гуманизации отношений. Таков еще один исторический урок.

Вместе с тем и после Второй мировой войны возникали вооруженные конфликты и велись локальные войны. Не исчезли, а наоборот обострились, приобрели новую форму и содержание опасности и угрозы национальной безопасности. Поэтому еще один урок минувшей войны и победы над фашизмом состоит в необходимости обеспечения надежной защиты страны не только от любых внешних опасностей, но и от внутренних угроз. Эта защита должна строиться как на поддержании необходимого и достаточного оборонного потенциала (военной мощи), так и взаимовыгодной системе международных отношений во всех областях: политической, экономической, социальной, военной, экологической, духовной.

Оборонная (военная) мощь необходима для сохранения территориальной целостности и национальной стабильности. Военная мощь требуется государству для обеспечения безопасности при возникновении кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ, для участия в случае необходимости в коллективных международных акциях по сдерживанию возможной агрессии в отношении других государств. Непосредственным носителем военной мощи государства являются его вооруженные силы. Их главная задача – быть фактором стабильности общества, обеспечивать суверенитет, целостность и независимость государства. В настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации призваны решать эту задачу меньшей численностью, но с лучшим качеством.

Уроки Второй мировой войны – это постоянное напоминание сегодняшнему и будущему поколениям нашей планеты. Это особенно важно понимать руководству страны, обществу и каждому человеку. Отсюда вытекает еще один важный урок. Это урок реализма во внутренней и внешней политике государства, особенно при оценке состояния и тенденций развития общества, международной обстановки, соотношения сил мира и сил войны, основных тенденций исторического развития, а также высокой ответственности за выработку и принятие решений, которые отвечали бы условиям обстановки и потребностям, интересам страны.

Ошибки и просчеты, допущенные накануне и в ходе войны, дорого обошлись советскому народу. Исправление их было достигнуто ценой больших жертв и лишений.

Еще в древности говорили, что нужно бояться не планов неприятеля, а своих ошибок. А это означает, что урок состоит и в том, что крайне опасно абсолютизировать, догматизировать отдельные теоретические положения, принципы и выводы, политику государства, верные в одних условиях и устаревшие в других. Большую опасность для обеспечения мира представляет упрощенное толкование противоречий между различными политическими системами и путями их разрешения, а также вера в непогрешимость собственных представлений о мире и протекающих в нем процессов, в непогрешимость осуществляемых мер.

Мы видим, как в современном мире происходят попытки реабилитации фашизма и нацистской идеологии (бандеровцы на Украине, эсэсовцы в Прибалтике и др.), что ведет к возникновению новых очагов военного противостояния в Европе и мире.

Поэтому в числе основных уроков Второй мировой войны и победы над фашизмом особое место занимает урок патриотизма, урок постоянной готовности к защите Родины. Его необходимость особенно важна сегодня, когда у некоторой части общества ослаблено чувство патриотизма, выражающееся в недопонимании и зачастую отрицании своего конституционного долга защиты Отечества.

Этот урок заключается в жизненной потребности воспитания любви к Родине, гордости за Отечество, уважения к своей истории, делам и традициям предшествующих поколений. История победы над фашизмом является важнейшим и обязательным средством формирования патриотических качеств россиян, которые вобрали в себя все лучшее, что создано трудом, отвагой, творческим гением миллионов людей всех наций и народностей, проживающих в стране.

История Второй мировой войны и ее важнейшей составной части – Великой Отечественной войны учит молодежь, как непосредственно, практически защищать Родину, воспитывает осознание необходимости изучать военное дело. Однако следовать примеру героев Великой Отечественной войны – это не значит их копировать. Важно, чтобы молодежь воспринимала сущность подвигов героев войны, их убежденность и преданность своему народу, любовь к Родине.

Таким образом, живая связь с историей своего Отечества умножает наши силы. Обращение к истории Второй мировой войны помогает нам решать сложные задачи и преодолевать трудности, способствует успешному решению служебно-боевых задач, стоящих пред внутренними войсками МВД России.

Актуальность основных исторических уроков Второй мировой войны неоспорима. Их значение и учет в практической деятельности имеют большую значимость. Опыт войны ориентирует нас на поиск согласия во имя общих целей, на достижение единства и сплоченности общества, политической и экономической стабильности страны. Это верный и эффективный путь развития Российского государства, роста его экономического и военного могущества, укрепления международного престижа. Итоги и уроки минувшей войны создают необходимые условия для сохранения мира, помогают преодолеть современные трудности и проблемы, служат делу укрепления национальной и международной безопасности.



[1] Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери Вооруженных сил. Статистическое исследование // Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. М., 2001. С. 140.

[2] Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 1. М., 2011. С. 607.

[3] Всероссийская Книга памяти. 1941–1945. Обзорный том. 2-е изд., доп. и испр.    М., 2005. С. 247.

[4] Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12-ти т. Т. 1. М., 2011. С. 607.

[5] Нюрнбергский процесс. Сб. материалов. В 7 т. Т. 7. М., 1961. С. 420.

Авторизация

Хотим вас спросить

Вы принимали участие в акции "Бессмертный полк"?

Да, шел с портретами родственников. - 68.4%
Нет, смотрел трансляцию мероприятия. - 26.3%

Всего проголосовало: 19
The voting for this poll has ended on: 03 Июнь 2017 - 18:39

Фотогалерея

Видеопрезентация АВН

Наши партнеры







Доноры - детям