Выход в свет монографии известных сибирских историков С.Н. Иванова и В.А. Исупова явился значимым событием в исторической науке. Несмотря на достаточно большое число работ, посвященных вкладу Сибири в Великую Победу, авторам удалось найти свой путь и раскрыть особенности в подготовке командных кадров для фронта в годы Великой Отечественной войны в Сибирском военном округе (СибВО).
Источниковой базой монографического исследования явился широкий пласт источников, основу которого составили документы военных училищ и школ Наркомата обороны СССР, находящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Раскрытие столь сложной и недостаточно изученной темы потребовало от авторов кропотливой исследовательской работы по изучению архивных документов и обширной исторической литературы. Это позволило им в полной мере показать самоотверженный труд сибиряков по подготовке офицерских кадров в суровые годы войны.
Авторы справедливо отмечают, что СибВО традиционно занимал одно из значимых мест в системе подготовке военных кадров накануне и в годы Великой Отечественной войны. Заслуживает уважения и одновременно повышает научную значимость монографии обращение авторов к трудам многих поколений исследователей, затрагивающих в своих работах отдельные аспекты функционирования системы подготовки военных кадров в Западной Сибири.
Монография структурно состоит из двух глав, заключения, приложения и списка сокращений.
В первой главе «Формирование сети училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе и укомплектование их личным составом» авторами рассматриваются динамика численности и состава военных училищ, их дислокация, укомплектование командно-преподавательским и переменным составом. Вполне оправданным выглядит стремление авторов показать в начале именно дислокацию военных училищ, ее изменения в ходе войны, командный состав и количество подготовленных офицеров и младших командиров в разные периоды Великой Отечественной войны. Пристальное внимание авторами уделено раскрытию источников укомплектования училищ командно-преподавательским составом, повышению его педагогического мастерства, методических навыков и военной квалификации. При этом следует считать обоснованным вывод авторов, что укомплектование командно-преподавательским составом военных училищ Наркомата обороны СССР в СибВО в годы войны представляло собой сложную, многоуровневую проблему, от решения которой зависел конечный результат обучения. В завершении главы достаточно подробно проанализированы источники и порядок укомплектования военных училищ переменным составом, его численность, реорганизация и перепрофилирование военных училищ в ходе войны.
Во второй главе «Деятельность военных училищ Наркомата обороны СССР в Сибирском военном округе» рассматриваются материально-техническое обеспечение училищ, учебно-боевая и воспитательная работа. Анализируя материально-техническое обеспечение училищ, авторы не стремятся нивелировать имевшие место проблемы, а честно и справедливо на них указывают. При этом свое внимание они сфокусировали на обеспечении училищ казарменно-жилым фондом, классными помещениями, топливом и положенными видами вещевого и продовольственного обеспечения. Анализируя организацию учебно-боевой и воспитательной работы, авторы выявили содержание учебных планов и программ, их изменение в ходе войны, организацию служебного времени и мотивацию курсантов, сроки обучения, порядок аттестации и выпуска переменного состава. Авторы показали, что проблемы в подготовке высококвалифицированных военных кадров для фронта имели как объективные, так и субъективные причины и факторы. Во многом они определялись как объективными трудностями военного времени, так и напрямую зависели от подготовленности командно-преподавательского состава, а также целенаправленной учебной и воспитательной работы с курсантами. Авторы показали многообразие используемых форм и методов работы командования военных училищ по максимальному приближению процесса воспитания и обучения курсантов к суровым требованиям фронта. Можно согласиться с авторами, что уровень подготовки военных кадров во многом также определялся умелой организацией воспитательной работы, многообразием используемых ее форм и методов, состоянием воинской дисциплины и правопорядка, формированием у будущих командиров патриотического сознания и психологической устойчивости.
Особо стоит сказать о приложении. В нем содержатся уникальные в своем роде информативные источники, значительно дополняющие основной текст монографии. Среди них следует отметить сведения об обеспеченности военных училищ различными видами имущества и вооружением, образовательном уровне, национальности, возрастном и социальном составе, партийно-комсомольской принадлежности курсантов военных училищ, программы обучения и результаты зачетных и выпускных экзаменов.
С авторами можно согласиться: уровень профессиональной подготовленности офицерского состава был и остается одним из решающих факторов нашей Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на имеющиеся трудности, военные училища Сибирского военного округа обеспечили действующую армию подготовленными офицерскими кадрами.
Монография С.Н. Иванова и В.А. Исупова «Командирами не рождаются. Военные училища Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны» является актуальным и полезным изданием. Она, несомненно, найдет своего читателя и исследователя. Полученные результаты найдут применение не только в дальнейшем изучении исторического опыта подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны, но и в процессе обучения и воспитания офицеров современной российской армии.
Рецензент Ростов Николай Дмитриевич
доктор исторических наук, профессор
кафедры «Коммуникативные, социокультурные
и образовательные технологии»
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный
технический университет им. И.И. Ползунова»,
подполковник запаса.
Барнаул. E-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.